«Военно-исторический журнал», №1 2021

3 мин.

Военно-исторический журнал
А.И. Зауервейд. Инженерная атака крепости Варна саперным батальоном 23 сентября 1828 года.

«ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ», №1, 2021

Любое упоминание договоров Гитлера с другими странами как-то само собой оценивается через сопоставление с пактом Молотова-Риббентропа. В политике, публицистике, просто в интернете, может быть, это и нормально, но по науке это как телега впереди лошади. Нарушение причинно-следственных связей. Поэтому, как мне кажется, если разговариваем про, например, «пакт Пилсудского-Гитлера», то Молотов и Риббентроп тут не при делах. Рано им еще.

Примерно так и рассказывается в статье Виктора Зубачевского о польско-германском сближении и договоре 1934 года. Обстановка в Европе, внешнеполитические цели сторон, обстановка заключения договора, реакция соседей (главным образом, СССР). По-моему, слегка перегнуто относительно секретного протокола. Очень уж нам хочется, чтобы он был.

Важны тут и последствия договора, конкретные действия в 1934-1938 гг. Отказ Польши от участия в Восточном пакте, обсуждение с Германией перспектив совместной войны против СССР. Разумеется, и судьба Чехословакии.

И вот здесь. Если бы это была публицистика, политика или интернет-говорильня, автор бы перескочил на пакт Молотова-Риббентропа и раздел Польши 1939 года. Но этого не происходит. Дальше выводы каждый делает для себя сам.

Военно-исторический журнал

Скучную статью про послевоенную систему ПВО я пропущу, а вот материал Курбана Сулейманова о радио в советской авиации Великой Отечественной войны помяну. Важная тема, освещающая вопрос эффективности советской истребительной авиации.

Как бы нам не хотелось, а нельзя не признать, что немцы, по крайней мере, до середины войны действовали эффективнее. Сказывался, конечно, опыт, организация, тактика. Но крайне важна и техническая сторона дела. Причем не только характеристики конкретных моделей истребителей, но и управление ими в бою, то есть радио.

Вот с этим-то у нас и была беда. Да, хороши были новые машины типа МиГ-3 или Як-1. Можно рассматривать их скорость, вооружение, потолок высоты и прочие ТТХ. В бою один на один с немцем, наверное, они круты. Но если нет на самолетах радио, и лучше работающего не только на прием, но и на передачу, то в большом масштабе это большой же недостаток.

Для оценки проблемы важны приводимые в статье цифры. Например, весной-летом 1942 года лишь от 1 до 3% выпускавшихся Як-1 были оснащены передатчиками. В сентябре их доля подскочила до 20%. Но и устанавливаемые радиостанции были низкого качества. Из-за массы помех летчики просто отключали их.

Неважно обстояли дела и с радиолокацией. Англия ми Германия выпускали РЛС тысячами. На вооружение же нашей армии в период 1940-1945 гг поступило всего 607 станций трех типов. Тяжелое соотношение.

Военно-исторический журнал

Присутствует в номере и очередная статья Михаила Крысина. Грешен, интересуюсь его статьями о военно-послевоенной Прибалтике. В данном случае речь идет о послевоенном противостоянии советских и зарубежных спецслужб. Те засылают в Прибалтику агентов, наши их отлавливают.

В других статьях Крысина красной нитью проходит тема использования западными спецслужбами нацистских коллаборантов, прибалтийских эсэсовцев. В новой статье фокус смещен на советских контрразведчиков. Кто они? Природные латыши, литовцы и эстонцы, офицеры госбезопасности. Да русским-то из-за специфики вживания, из-за языковых сложностей внедряться было бы куда как труднее.

В том же 11 номере ВИЖ за 2020 год, где была предыдущая статья Крысина, рассказывалось о строительстве в Российской империи броненосных крейсеров. В номере первом за 2021 год продолжение – споры о дальнейшем развитии крейсеростроения. Там героями статья были будущие жертвы Цусимы, здесь в персонажи попали крейсеры из Владивостокской эскадры: «Рюрик», «Россия», «Громобой».

А дальше еще более интересная статья о первой Ахалтекинской экспедиции. О второй пишут много и охотно. Без нее не обходится ни одна биография Скобелева. Вторая – полный успех и покорение Туркмении. Но если бы не была неудачной первая, не потребовалась бы вторая. Так? Вот обстоятельства первой неудачи 1879 года и есть тема очерка. Хорошая военно-историческая статья.

Примечание

По понятным причинам выложить здесь файлы для скачивания мы не можем. Но если появится у вас особый интерес, не сопровождаемый желанием купить, пишите нам — бескорыстно поделимся электронным вариантом. Или загляните в нашу группу Вконтакте — там ссылка есть.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит youtube.


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ