Тема военно-морского флота 20-го века — довольно редкое явление в игровой индустрии. И не удивительно, ведь такой продукт едва ли будет на первых страницах игровых журналов, вряд ли на него толпами побегут делать рецензии ведущие игровые обзорщики, и уж рекорда по продажам такой проект точно не побьёт. Играть в них в основном будет лишь узкая прослойка мореманов и фанатов военной истории. А между тем, подобные игры очень часто заслуживают более пристального внимания, ведь делают их люди, как правило, заинтересованные в хорошем конечном результате своей работы, а не движимые жаждой урвать побольше денег и раствориться. Как раз такие граждане, на мой взгляд, и делали военно-морской симулятор Atlantic Fleet.
В игре нам дают возможность сыграть за обе стороны. И тут сразу же бросается в глаза чудовищный «дисбаланс» по доступным разновидностям кораблей. У британцев тут тебе и целый парад линкоров, и крейсера всех видов, авианосцы и целый букет всевозможных эсминцев. Немцы же напротив, могут похвастаться только обилием субмарин, а с надводным флотом у них всё скромно. Венцом является, как ни странно, линкор «Бисмарк», с ним соседствуют линейные крейсера типа «Шарнхорст», есть ещё тяжёлые крейсера класса «Дойчланд», и легкие типа «Лейпциг» и «Кёгигсберг». И всё. Примерно этим составом вам придется отбиваться от всяких «Нельсонов» и «Кинг Джоржей», если вы вдруг решите попытать счастья за Кригсмарине.
Прежде чем начинать разбор механики данной игры, пройдусь по её исторической составляющей. Как не трудно понять из названия, Atlantic Fleet посвящена борьбе немецкого (Kriegsmarine) и британского (Royal Navy) флотов в Атлантическом океане в период с 1939 по 1945 года. Суть борьбы заключалась в том, что немцы, осознавая невозможность победы над британским флотом в открытым столкновении, ввиду того, что Королевский флот располагал гораздо более значительным количеством боевых кораблей, решили сосредоточить удар на коммуникациях союзников. С помощью тактики группового нападения подводных лодок, названную «тактикой волчьих стай», и надводных рейдерских атак, Германии сперва удалось достичь некоторых успехов. Например, в 1942-м году процент потерь конвоев из США составил целых 42%. Но в последствии, благодаря новым типам радаров, строительству большого количества эсминцев и легких авианосцев, союзники перехватили инициативу у тогда уже измотанной на восточном фронте Германии, и и в итоге смогли победить в «Битве за Атлантику».
Итак, выбрав состав кораблей, мы переходим непосредственно к игровому процессу. Боевая часть здесь проходит в пошаговом режиме. Сначала мы задаём нашему кораблю курс, затем скорость хода. После этого корабль проходит некоторые расстояние в зависимости от своей скорости, и начинается фаза ведения огня. Здесь всё намного интереснее. Первым делом мы смотрим на показания дальномера, исходя из них задаём угол возвышения орудий, затем делаем горизонтальную поправку на ветер, и только тогда производим выстрел.
Стоит заметить, что в Atlantic Fleet процент попадания в цель хоть и не совсем исторический (4-5%), но на дальне-средних дистанциях довольно близок к последнему. Благо, компьютер всегда ведёт себя агрессивно и старается сближаться, так что, как правило, ходу к восьмому перестрелка протекает на весьма коротких дистанциях где промахнуться куда сложнее. Вот тогда сражения принимают очень ожесточённый и непредсказуемый характер, никогда не знаешь, переживёт ли твой корабль следующий залп.
А быть в чём-то уверенным на сто процентов здесь не получается. У корабля нет полоски хитпоинтов, и всегда есть вероятность, что получив один единственный снаряд куда-нибудь в артпогреб, он взлет на воздух как тот линейный крейсер «Худ» в сражении в Датском проливе. А может быть и совсем наоборот, в одном из сражений в кампании немецкий линейный крейсер «Гнейзенау» под управлением АИ, получив более 50 попаданий из орудий разных калибров, в том числе и 381-мм пушек линкора «Уорспайт», всё ещё был на плаву и даже продолжал вести огонь из последней рабочей кормовой башни.
Как писалось выше, индикатора жизней у кораблей нет. О боеспособности можно судить лишь по списку из полутора десятков модулей. Но даже полное уничтожения большинства из них, не гарантирует, что корабль уйдёт на дно. Вы можете полностью уничтожить линкору радар, повредить котлы и выбить рулевые машины, а он всё будет продолжать палить по вам из главного калибра.
Также в игре присутствует некая историческая иерархия. Уничтожить тот же линкор на каком-нибудь лёгком крейсере или даже группе оных, будет крайне затруднительно. Попросту забросать его снарядами — глупая затея, и скорее всего безрезультатная. Для подобного корабля, чтобы выйти победителем в такой схватке, есть только одно верное решение— идти в торпедную атаку. А для этого нужно сократить дистанцию со стальным монстром хотя бы до 5-6 км, что чревато быстрой и бесславной гибелью. Зато в случае успеха, торпедный веер может отправить на дно даже самый тяжёлый корабль.
Игровой процесс на подлодках радикально отличается от всего описанного выше. Фактически, играя на субмарине нам нужно незаметно подойти к противнику, совершить одну единственную торпедную атаку и скрыться. Двигается подлодка в погруженном виде очень медленно (около 8-9 узлов), и в случае обнаружения эсминцем, подарка в виде глубинных бомб не придётся долго ждать.
В целом игра на подводных лодках хоть и любопытна, но куда менее интересна, чем на артиллерийских кораблях. И если очень хочется почувствовать себя командиром-подводником лучше сыграть в серию Silent Hunter.
Не обошли стороной данную игру и недостатки. Несмотря на попытку сделать симулятор, есть в ней несколько обидных условностей. Например, полностью отсутствует параметр «скорострельности». Любой корабль, независимо от его класса и калибра, делает за ход ровно один выстрел, будь то линкор с 406-мм орудиями или лёгкий крейсер со 150-мм пушками. Все они стреляют одинаково быстро. Неприятное допущение, и как по мне, сильно влияющее на баланс. Также в игре нельзя вести одновременно огонь из главного и противоминного калибров. То бишь у линкора стоит выбор: жахнуть из главного калибра, либо же пальнуть из вспомогательного. Выбор очевиден, и вспомогательный калибр полностью выпадает из игры.
Также очень неиграбельно реализованы авианосцы. Мы задаём курс авиагруппе с позиции своего корабля, что очень неудобно, далее самолет в режиме реального времени летит по прямой от авианосца к вражескому кораблю (в зависимости от расстоянии это может занять от минуты и больше) без возможности сменить курс и сбрасывает бомбу. Процесс очень унылый и выглядит крайне глупо, особенно когда бомбардировщик сбрасывает бомбу за полтора корпуса от корабля. Ещё в игре отсутствует адекватная кампания. Вместо неё нам предлагают пройти двадцать безымянных миссий. В каждой из которых нужно без какой-либо предыстории уничтожить ту или иную группу кораблей.
Но, несмотря на все вышеперечисленные недостатки, игра Atlantic fleet определённо заслуживает внимания. Она радует своим игровым процессом, радует графикой хоть та и не претендует на звание передовой. Модели кораблей очень аккуратно и красиво проработаны. Присутствует режим хот-сит и огромное количество исторических миссий, в которых можно попробовать изменить или повторить исторические результаты. В общем и целом игра получилась на твёрдую четверочку. Очень хочется верить, что разработчики продолжат работать в данном направлении. Любителям военной истории рекомендую к ознакомлению.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Михаил Савин
Начал работать на сайте в 2016 году.