В сюжете книги Василя Быкова «Его батальон» важное место занимает эпизод с пулеметом ДШК, из которого палит отставленный от командования комбат Волошин. Не сказать, что самый популярный вид пулеметов в худлите или кино. Чаще слово «пулемет» ассоциируется с «максимом» или «дегтяревым». А тут ДШК. И что же я увидел в кино под определением «ДШК»?
Не менее малоизвестный пулемет Горюнова СГ-43. Честно говоря, так вот издалека пулеметы слегка похожи – станок, щиток, ствол, колёсики. Но разница между ДШК-38 и СГ-43 огромная. Первый из них относится к крупнокалиберным, второй к станковым.
Да и по календарю «горюнов» не мог попасть в батальон Волошина. Он принят на вооружение в мае 1943 года, действие романа происходит в марте того же года. Как фронтовик, Василь Быков не накосячил. Сымпровизировали авторы фильма. Впрочем, и их понять можно. И даже простить. Но как повод чуть-чуть поговорить подмена ДШК на «горюнова» подходит вполне.
ДШК-38
История ДШК-38 начинается, как ни странно, не в 1938 году, а гораздо раньше. Еще в 1930 году на вооружение Красной Армии поступил патрон калибра 12,7х108 мм – противотанковый. Именно под этот патрон Василий Алексеевич Дегтярев создал пулемет, получивший обозначение ДК-31 (Дегтярева крупнокалиберный обр. 1931 г).
Другой знаменитый конструктор Георгий Семенович Шпагин в 1938 году доработал ДК-31. В частности, он разработал барабанный узел ленточного питания, что позволило повысить темп стрельбы. Плюс появился новый станок. Итогом модернизации и стал пулемет ДШК-38 (Дегтярева-Шпагина крупнокалиберный обр. 1938 г).
Машина, что называется, зверь. Мог применяться и по самолетам, и по бронетехнике. Бронепробиваемость на расстоянии 500 метров – 16 мм. Конечно, смотря какая броня, но для многих легких танков 1930-х годов этого бы хватило.
Но машинка отличалась немалым весом. Только тело пулемета без станка 33 кг. На станке до полутора центнеров. Одна лишь полностью снаряженная лента весит 9 кг.
Пожалуй, это и стало причиной, по которой капитан Волошин в кино не стал бегать по полю с ДШК. Ворочать такую махину можно, но не одному и не так быстро. Кстати, и стрелять из него было бы не так просто. Фронтовик Быков пишет:
«Пулемет мощно заходил в руках (понадобилась немалая сила, чтобы удержать его на наводке)…»
ДШК-38 применялся не только и не столько по танкам (броня которых в 1940-х солидно подросла), сколько по полевым укреплениям. В «Его батальон» именно это и описывается.
«На этот раз он выпустил три очереди кряду, верхушка высоты закурилась от разрывных, и он порадовался своему довоенному увлечению пулеметной стрельбой. Правда, тогда он стрелял из «максимов», это было попроще. Зато ДШК — сила, которую не сравнить с «максимкой». Только бы хватило патронов.
То и дело подправляя наводку, он начал бить разрывными по наискось лежавшей от него высоте, во фланг немецкой траншеи…»
Всего за предвоенные годы и годы войны было выпущено около 9 тысяч ДШК. После войны пулемет прошел модернизацию и оставался на вооружении Советской Армии и целого ряда «дружественных» стран.
Так что при желании авторы фильма 1989 года могли бы притащить на съемки ДШК, пусть и поздней модификации, но они предпочли пулемет полегче.
СГ-43
В этом году к 75-летию Победы Банк России выпустил в обращение набор памятных монет «Оружие Великой Победы». Есть на них и Т-34, и ППШ, и ЗИС-3. А из станковых пулеметов в набор попал именно пулемет Горюнова. Из него же в кино «Его батальон» ведет огонь капитан Волошин.
«Максим», конечно, пулемет авторитетный. Но уже в конце 1920-х годов начались работы по созданию замены почтенному ветерану. Одним из вариантов стала разработка В.А. Дегтярева ДС-39 (Дегтярева станковый обр. 1939 г).
Машинка оказалась капризная и была снята с производства еще до начала Великой Отечественной. Всего в 1940-1941 гг было выпущено немногим более 10 тысяч ДС-39. Интересно, что ДС-39 уступил не новой более удачной разработке, а все тому же «максимке».
Тем не менее проблема осталась. В 1942 году объявлен конкурс на разработку нового станкового пулемета. К концу года оружейник Ковровского оружейного завода Петр Максимович Горюнов с группой товарищей представил свой вариант.
В мае 1943 года разработка Горюнова прошла полигонные испытания, в которых по всем параметрам покрыла ДС-39. В частности, новый пулемет сделал 25 тыс. выстрелов без единого отказа, а ДС-39 продержался лишь 10 тысяч. 15 мая 1943 года пулемет принят на вооружение под обозначением СГ-43 (Станковый Горюнова обр. 1943 г).
Его масса (тело 13,8 кг, вес на станке 40 кг) уже вполне себе позволяла артисту таскать пулемет по полю и вести из него огонь. Полностью снаряженная лента весила более 10 кг – больше, чем у ДШК, но содержала 250 патронов против 50 в ленте ДШК. Калибр, естественно, 7,62 мм. Но и был предназначен для поражения пехоты, а не укреплений или бронетехники.
Пулемет вышел удачным. Да еще и в ходе войны прошел дополнительную модернизацию (СГМ – Станковый Горюнова модернизированный). Всего за годы войны выпущено около 80 тыс. пулеметов Горюнова. Он вполне заслужил право стать символом Великой Отечественной и занять место на юбилейных монетах, но любимцем широких масс так и остался старичок «максим». Зато снялся в хорошем кино.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм.»
Иоганн Гете