ЖУРНАЛ «ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ», №12, 2019
Рассказ о декабрьском номере журнала «Военная история» начну с излюбленной рубрики «Знаменитые крепости». Грешен, люблю древние крепости. Но их так много по миру, что все (или хотя бы десятую часть) мне самому не увидеть. Так хоть почитаю отчеты других.
Итак, в этом номере нас подкарауливает крепость редкая – Рокка ди Сарцанелло, что в маленьком итальянском городке Сарцано. А необычна она переходным характером.
Некоторые европейские крепости, возникшие в XV веке, интересны тем, что несут в себе черты предыдущей рыцарской эпохи и эпохи пороха. Они еще сохраняют стены, машикули, но их башни перестают возвышаться над куртинами, крепости будто прижимаются к земле, врастают в нее.
В Рокка ди Сарцанелло, кроме того, можно наблюдать зарождение бастионной системы обороны. В ней еще нет бастионов в привычном понимании, но уже есть треугольный равелин и система фланкирующего огня. Нет, определенно надо будет когда-нибудь поговорить об истории фортификации.
Хорошо, не удаляясь от Средневековья, переходим к титульной теме номера, к биографической статье об Эдуарде Черном принце. Кто читал о Столетней войне, тот не может не знать имени победителя при Пуатье. На самом деле именно эта победа дала англичанам наибольший барыш. Не Креси, не Азенкур, хотя их военные истории, кажется, любят больше.
Старший сын короля Эдуарда III родился полководцем. Принять боевое крещение в 16 лет да еще не в какой-то там стычке, а в генеральном сражении при Креси – это дорого стоит.
Надо заметить, что до таких больших сражений в Средневековье дело доходило не часто. Дай бог, раз в десять-двадцать лет, а то и реже. В статье о Черном принце кратко описывается несколько таких сражений. Причем соотношение сил при описании дается более или менее реалистичное, в соответствие с современными данными, а не фантастическими средневековыми английскими байками.
Из времен Столетней войны англичане больше любят и почитают Генри V, победителя при Азенкуре. А наиболее твердым королем можно счесть Эдуарда III. Но кто знаете, не скоси болезнь Черного принца, может быть, он затмил бы всех.
И, кстати, его смерть в отдаленной перспективе послужила поводом к войне Алой и Белой роз. А та, в свою очередь, стала одной из причин поражения Англии в Столетней войне. Эвона как много в истории зависит от личности.
Перейдем к рубрике «Война и политика». Здесь интересно. Слышали вы про независимую республику Техас? (Не спрашиваю тех, кто играл в «Викторию» от «парадоксов» — они точно слышали и видели) А слышали ли вы про форт Аламо? Уверен, с фортом дело обстоит лучше – о нем есть несколько ярких фильмов. Хотя, наверное, мало кто их смотрел из молодежи.
Так вот, «Война и политика» рассказывает об этой самой республике Техас, о ее образовании, недолгом существовании и вхождении в состав США в 1845 году. Между прочим, из-за такого необычного вхождения у штата Техас и поныне имеются некоторые, пусть и эфемерные, привилегии.
Статья, строго говоря, посвящена исключительно этой истории Техаса и обрывается на более важном и интересном, на войне между США и Мексикой. Техас и пограничные споры вокруг него стали поводом к этой войне.
И тут тоже тянется цепочка последствий. Как в случае с Черным принцем. Война с Мексикой создала ту самую Америку от океана до океана, оторвала в пользу США более половины мексиканских земель. И она же пустила камень, который через пятнадцать лет увлек за собой лавину американской гражданской войны.
Американский поэт и философ Эмерсон сказал: «Мексика отравит нас». И он оказался прав. Но стоп, стоп, я опять увлекаюсь и подкрадываюсь к своей любимой теме. А ее ведь нет в декабрьском номере «Военной истории».
Что же тут еще есть? Две традиционные рубрики – «Главное сражение» и «Морской бой». Относительно сражения в принципе нет сомнений, что оно было главным. По крайней мере, для Западного фронта в 1914 году. Речь в статье идет о сражении на Марне. Учитывая ограниченный объем, можно сказать, что события тут освещены верно. Не так подробно, как хотелось бы, но верно.
«Морской бой» выбран одновременно и важный для России и малоизвестный среди россиян – сражение при Красной Горке в 1790 году. Это в Финском заливе. Речь идет о русско-шведской войне 1788-1790 гг. Еще никогда со времен Петра I враг не подходил так близко к Петербургу.
Интересно, что статью предваряет рубрика «Самые, самые…» На этот раз 10 самых великих линкоров. Откровенно говоря, выбор десятки небесспорный, но, по крайней мере, это познавательно. Хотя перекос в пользу русских линкоров чувствителен.
Примечание
По понятным причинам выложить здесь файлы для скачивания мы не можем. Но если появится у вас особый интерес, не сопровождаемый желанием купить, пишите нам — бескорыстно поделимся электронным вариантом.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит youtube