Может быть, новоявленный обычай игровых фирм торговать мелкими DLC и неприятен (с другой стороны, не хочешь – не покупай), но команда CA, работающая над серией Total War и в этом деле выглядит не так убого. По крайней мере campaign-паки создают впечатление серьезных продуктов, за которые, пожалуй, можно и доплатить. Ибо всякие кампании Августа, Цезаря, Ганнибала, сделанные для «Total War: Rome II», заставили казалось бы убитый проект заиграть новыми красками.
Но тем не менее, хотя и хороши платные campaign-паки, а бесплатные будут лучше. Хотя бы потому, что они бесплатные. И модмейкеры не заставили себя ждать, добавив линейку дополнительных кампаний, например, мод «Constantine: Rise of Christianity» или «Константин: Расцвет Христианства».
В этом моде события вращаются вокруг переломного момента существования поздней Римской империи – захвата власти императором Константином, позднее объявившим христианство официальной религией государства. Последствия для мировой истории здесь неисчислимы. Но мы-то любопытствуем последствиями введения такой кампании для игрока. Не так ли?
Ну что ж, тогда для самых нетерпеливых вкратце о сути мода. Старт кампании приходится на 311 год нашей эры. Ходов в одном годе двенадцать, то есть мы имеем помесячную прокрутку календаря. Размах карты – ванильный, то есть в наличии вся та же известная римлянам ойкумена. Государства, правда, совсем другие.
Ну, кому хватило информации, бегом качать, а мы ниже рассмотрим кое-какие подробности модификации.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Но сначала следует провести небольшой экскурс в историю. Поскольку без этого не всем будет понятны подоплека сюжета и распределение сил на стратегической карте.
Начнем мы с 285 года, когда император Диоклетиан после полувека гражданских войн, сотрясавших Рим, навел некое подобие порядка и ввел принципиальное новшество в управление империей – тетрархию. Это управление государством не одним человеком, а сразу четырьмя. Не все они по замыслу Диоклетиана равны друг другу, но в общем это не принципиально, так как в чистом виде его реформа прожила недолго.
Он-то предполагал, что четыре правителя будут работать в течение двадцати лет, после чего отправятся на заслуженный отдых, назначив четверых же преемников. Как говорится, ага щаззз. Сам Диоклетиан честно ушел на пенсию, но остальные господа императоры оказались не столько сговорчивы. И уже на следующий после первого выхода на пенсию год, на 306-й, начались нарушения порядка. Именно тогда герой нашего мода Константин I пролез в августы империи.
Но он-то хоть это сделал мирно, после смерти своего отца, тоже августа. А вот Максенций в том же году захватил власть в Риме ну совершенно уже нахальным образом. Дальше система затрещала по швам, ибо каждый, кто считал себя сильным, начал хвататься за власть.
К 311 году, времени старта кампании мода «Constantine: Rise of Christianity», произошло разделение империи на четыре враждебно посматривающие друг на друга части. Константин правит на Западе, Максенций в Италии, Лициний на Балканском полуострове, Галерий готовится умереть на Востоке. Эти четыре куска империи и готовятся сойтись в непримиримой борьбе за Рим.
ПОДРОБНОСТИ МОДА
311-й год не предусмотрен ванилой, то есть там нет в наличии соответствующих войск. Но это ничего, авторы слегка (или не так уж слегка) подрехтовали римскую пехоту и конницу. В общем, юниты мода воспринимаются вполне органично для своей эпохи. Конечно, всегда есть риск, что найдутся фанатичные любители «считать шнурки на сандалиях легионеров». Они-то, конечно, выявят недостатки. Но нам-то что? Мы будем просто получать удовольствие от игры.
Начать все же следует с выбора фракции. Со мной, например, всё ясно. Я фанатею именно от римских армий, а потому выбираю одну из четырех таких фракций: Константина, Максенция, Лициния и Галерия. Их стартовые позиции обозначены в «исторической справке». Это мощные державы, состоящие из десятков регионов. Например, у Константина их аж тридцать, а у Максенция девятнадцать.
Не все любят играть за таких монстров. Ну что ж, есть для игрока фракции поменьше. Германцы: Ломбарды, Готы, Франки. Пикты засели на севере Шотландии, Гараманты в Африке, государство Кинда в Аравии, далеко на востоке клубятся Гунны. Ближе на Востоке раскинулась империя Сассанидов и не очень большое государство Армения. Все эти фракции доступны для выбора игроку. Кроме них, кое-где присутствуют еще какие-то фракции, но они не играют практически никакой роли. Так, разменная монета в игре больших империй.
Да, еще пара слов о важном. К сожалению, дерево технологий не подверглось ремонту. Оно просто слегка приоткрыто, скажем, на треть. Остальные наши старые знакомые техи игроку придется открывать. Длительность года (двенадцать ходов) диктует совершенно бешеную стоимость исследований. Да и строительство зданий идет туговато, ходов по десять-двенадцать.
ВОЙНА КОНСТАНТИНА И МАКСЕНЦИЯ
Для тестирования я принял управление империей Константина, включающей в себя Англию, Галлию, Испанию и территорию современного Марокко. В наличии семь армий из доступных десяти. Ни одного флота. Один шпион. Вернее, шпионка. Доход не то чтобы очень велик, но вполне приличен. После заключения пары дополнительных торговых соглашений он составляет 6782 монеты.
Это всё по причине довольно небольшой армии. Из семи легионов ни один полностью не укомплектован. Большинство вообще имеет по пять-шесть отрядов. Только личный легион Константина включает шестнадцать отрядов. Быстро довербовать недостающие отряды не получится. Не так уж много у нас провинций, в которых возможен найм. Но ведь и Максенций находится в тех же условиях.
Кстати, об отрядах. Их численность в моде удвоена относительно ванильного «Total War: Rome II». То есть тяжеловооруженных легионеров в скваде не 160, а 320. Кому как, а по мне, так такие массы уже практически тянут на понятие когорт. Аналогично конница сведена в подразделения по 160 всадников. Итого численность легиона колеблется от пяти до семи тысяч человек – вполне нормальный римский легион.
Средоточием первых шагов войны Константина и Максенция станут Медиоланум (Милан) по ту сторону Альп или Октодур по эту. Константин в этом направлении может бросить до трех легионов. Правда, не сразу, а через несколько ходов, но всё-таки. Примерно такие же силы мог бы сосредоточить и Максенций. Тут уж – кто кого опередит в развертывании войск и кто первый захватит альпийские перевалы.
В моей тестовой кампании первым ожил Максенций, лихим ударом захвативший Октодур. Но этот же удар подкосил его. Так как ворвавшийся в город легион попадает под удар двух легионов Константина, то есть уничтожается почем зря. И стратегический перевес оказывается у западного императора.
ТАКТИКА
Важно отметить особенности тактического боя. Баланс нападения-защиты, а также возросшая численность когорт приводят к тому, что бои в «Constantine: Rise of Christianity» становятся затяжными. Одно из сражений при обороне города (без стен!) у меня кончилось по причине истечения отпущенного на него часа. Такого в ваниле и не припомнишь. Там бои кончаются в среднем минут за десять.
Собственно, это произошло еще и потому, что в бою сошлись личные стеки императоров Константина и Максенция. А они укомплектованы высокоморальной элитой. Обратить когорты гвардии в бегство очень трудно. К тому же с фронта и левого фланга они практически неуязвимы для дальнобойного оружия. С правого фланга уже можно что-то сделать дротиками или пращами, а вот луки что-то совсем хилые. Только с тыла и можно взять.
Таким образом тактика сводится к максимально долгому связыванию противника линейной пехотой с фронта, обходом его стрелковыми отрядами с тыла и расстрелом по максимуму. А то, что времени на такие маневры хватит – будьте уверены. Даже штурмовые броски конницы прямо в тыл когортам тяжелой пехоты имеют довольно слабый эффект. Приходится опять и опять отводить конницу и бросать ее в атаку снова.
Честно говоря, не знаю, каково оно в боях с варварами или с восточными народами, но сражение римлян против римлян в этом моде мне очень понравились. Такие неспешные, оставляющие место и, главное, время для маневра, для обхода, для разнообразных комбинаций.
То есть констатируем: удачная модификация и вполне достойная дополнительная кампания на уровне официальных DLC.
УСТАНОВКА
Довольно проста.
- В архиве файл с расширением .pack
- Его следует перебросить в папку data.
- После чего в лаунчере активировать мода.
- Запустить игру.
Надоел мод? Деактивировали его и всё. А файл просто удалили.
Внимание! Рекомендую сменить язык игры на английский, иначе новые слова (например, имена персонажей и названия юнитов) не будут отображаться.
Скачать мод
Архив 7z, 104 МБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Реальность у каждого своя. Виртуальность у нас общая.»
ВП