ЖУРНАЛ «ИСТОРИК» №9, 2020
Какими юбилеями отмечен сентябрь 2020 года? Журнал «Историк» в качестве главной даты выбрал 75-летие завершения второй мировой войны, то есть разгром Японии. Рассвет и закат Японии 1930-1940-х годов и стали главной темой номера.
Сначала идет интервью академика Чубарьяна. Здесь не столько про Японию, сколько вообще о второй мировой, об отношения СССР с союзниками, об истоках холодной войны.
Конечно, интервью должно направляться журналистом. И главред «Историка» потихоньку уводит тему в наши дни. Ревизионизм, изменение взгляда на итоги войны, на вклад СССР в победу, на его политику в Восточной Европе. Замена термина «освобождение» «оккупацией».
Понятно, что это уже не история, а самая актуальная политика. Заметно, что Чубарьяну всерьез обсуждать это не хочется. Я, мол, историк, и как историка меня удивляет отрицание прозрачных и десятилетиями признанных фактов, основанных на всё доступном корпусе документов. Политики политиками, а мы, историки, давайте уже возобновлять международный формат обсуждения научных вопросов второй мировой войны.
Дальше идут статьи, более или менее хронологически выстраивающие военные события в Китае, Юго-Восточной Азии и на Тихом океане. От оккупации Маньчжурии в 1931 году до капитуляции Японии в 1945 году.
Справедливо отмечается, что у нас слабовато представляют эту войну (или войны). Для китайцев противостояние с Японией – центральное событие второй мировой. Однако при этом они уделяют большое внимание и войне в Европе. А у нас что в учебниках, что в литературе вообще японо-китайский фронт почти забыт. Заметно лучше представлена война на Тихом океане. Да и то, на мой взгляд, во многом благодаря военно-морской экзотике.
Нельзя не затронуть и вопроса о ядерном оружии. Хиросима и Нагасаки до сих пор являются единственными примерами применения атомных бомбардировок против населения. В связи с этим в статьях обсуждаются вопросы: «зачем» и «какое значение».
Зачем американцы сбросили две бомбы? Ускорить конец войны? Наказать японцев? Продемонстрировать угрозу Сталину? Если коротко, то всего понемногу. Все эти мотивы играли свою роль. Можно обсуждать, какие больше, какие меньше, но точные весовые коэффициенты, наверное, никогда не установить.
Какое значение ядерные бомбардировки имели для ускорения капитуляции Японии? Ответ на этот вопрос, как по мне, до сих пор выглядит не столько научно обоснованным, сколько национально-пристрастным. Американцы топят за решающее значение бомбардировок, русские за вступление в войну СССР. А всего-то и надо аккуратно привести японские документы, разложить их по датам и сделать вывод.
Отдельный вопрос послевоенная судьба Японии. Этому посвящено две статьи. Одна о Токийском процессе («японский Нюрнберг»), другая о взаимоотношениях Японии с США и СССР. И тут всё понятно-предсказуемо. Если коротко, то США сделали из Японии «непотопляемый авианосец» у советских берегов. Этакий форпост против коммунизма.
В результате американской политики Россия и Япония до сих пор не имеют заключенного мирного договора, зато имеют территориальные споры. Большинство японского населения симпатизирует Америке (несмотря на Хиросиму и Нагасаки), и враждебно России. Армия у Японии есть, невзирая на условия капитуляции и мирных соглашений. Япония выполняла важную роль союзнической для американцев базы во время Корейской войны. И так далее.
Переходим к прочим темам «обо всём понемногу». Любопытное интервью главреда журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» Елены Конявской. Чувствуется, что журнал зубодробительно-научный, но мы определенно его рассмотрим подробнее. Отчитаюсь позже, когда сам ознакомлюсь.
Дальше две биографические статьи. Как всегда, приуроченные к юбилейным датам. 200 лет со дня рождения Ивана Забелина, фактического организатора Исторического музея на Красной площади (бывали?) и 150 лет Александру Куприну (читали?).
И еще одна дата. В сентябре 1955 года (еще до XX съезда КПСС) Хрущев провел массовую амнистию осужденных за сотрудничество с оккупантами и за военные преступления. Этому событию тут посвящены две статьи. Одна собственно обзорная статья, второй текст – интервью главреда Издательства «Пятый Рим» (оно мне, кстати, книжку должно) Григория Пернавского – это уже просто мнение-рассуждение.
Что лежит в основе? Визит в Москву канцлера ФРГ Аденауэра. К нему и приурочили освобождение остававшихся в СССР пленных немцев. А заодно широким жестом амнистировали и наших осужденных.
Амнистировали широко, огульно, списками, без пристального разбора дел. В итоге на свободу вышло и много просто заблудившихся в военное лихолетье и настоящих преступников (полицаев, карателей, надзирателей, палачей). И всю последующую историю этих преступников отлавливали заново, по одному, судили и часто казнили, настолько тяжкими были их преступления (например, уничтожение Хатыни).
Не знаю, можно ли согласиться с категоричным заявлением Григория Пернавского о влиянии этой амнистии на последующие разрушающие СССР процессы (например, оживление украинского и прибалтийского национализма). Тут надо долго и тщательно разбираться. Только кому оно сегодня нужно?
Примечание
По понятным причинам выложить здесь файлы для скачивания мы не можем. Но если появится у вас особый интерес, не сопровождаемый желанием купить, пишите нам — бескорыстно поделимся электронным вариантом. Или загляните в нашу группу Вконтакте — там ссылка есть.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит youtube