Во время Великой Отечественной мы воевали не только на военном фронте, но и на культурном, практически неотделимом от идеологического. Недостаточно было выиграть битву за Москву. Ее нужно преподнести так, чтобы весь народ оценил, поверил в победу. Чтобы поверили в нее западные союзники.
В череде военной хроники, военных фильмов документальное кино «Разгром немецких войск под Москвой» стоит, пожалуй, на первом месте. Первая настоящая, крупная победа не только Красной Армии, но и любых армий над гитлеровской военной машиной заслужила использования на полную катушку.
Говорят, фильм задуман Сталиным еще до начала нашего контрнаступления. Потому быстро сформировалась съемочная группа, быстро поставлены и достигнуты цели, смонтирован фильм, уже в феврале 1942 года вышедший на советские экраны. А во второй половине 1942 года показанный в США как «Москва наносит ответный удар» (всё-таки перещеголяли американцы наших в броскости названия). В 1943 году фильм первым из советских получил премию «Оскар».
Очень важным считалось показать брошенную немцами технику, обозначить, задокументировать размер поражения Вермахта. 16 декабря 1941 года Н.А. Булганин, проехавший по освобожденной от немцев территории, послал телеграмму Сталину. В ней, в частности, говорилось:
«Местность производит впечатление настоящего разгрома бронетанковых частей фашистов. Проезжая, попутно видел лично не менее 60 разбитых танков и еще большее количество большегрузных автовездеходов… Считаю очень полезным обязать наши киноорганизации заснять картину этого разгрома фашистов».
Традиционно показателем победы служили толпы пленных и захваченная артиллерия. В XX веке к ним добавилась военная техника. Всё это и показали в фильме «Разгром немецких войск под Москвой». Чтобы масштаб победы ни у кого не вызвал сомнений (времена, когда видео перестало считаться доказательством, еще не наступили).
Фильм представляет собой хорошо скроенную, ловко нарезанную военную документальную хронику, выстроенную в хронологической последовательности от октября 1941 года к январю 1942 года. На нее наложен закадровый голос. Текст довольно умеренный, сдержанный, немногословный.
Большее значение тут имеет музыка, задающая настроение. Бодрые, оптимистичные и решительные марши. Легкое переигрывание известных мелодий. Хоровое исполнение «Священной войны».
Музыкальным коньком, лейтмотивом фильма стала песня «Марш защитников Москвы» («Мы не дрогнем в бою / За столицу свою, / Нам родная Москва дорога…»). Стихи Алексея Суркова (он же «В землянке», «Конармейская»), музыка Бориса Мокроусова (он же «Сормовская лирическая», «Неуловимые мстители», «Весна на Заречной улице»).
«Марш защитников Москвы» — тот случай, когда песня, написанная к случаю и по случаю, зацепилась в культуре. Не сказать, чтобы это самый известный мотив военного времени, но, попав в кино (еще в картину «В 6 часов вечера после войны»), он всё-таки узнаваем. Да и то сказать, бодрая, поднимающая дух мелодия, лихие слова. Всё к месту.
Что я бы выделил в «Разгром немецких войск под Москвой»? Первое – лица. Настоящие лица настоящих людей той поры. После них смотришь нынешнее кино о войне и всё пропадает. Людей нет, не верю. Не всегда, но часто.
Отмечена религиозная тема. Смотришь советское документальное кино 1942 года – а нате вам и осуждение разрушения немцами храмов, и растоптанная немцами икона, и встречающие освободителей крестящиеся люди.
Особенно там классная одна бабка. Как она искренне, размашисто крестится, крестится, крестится, потом чувства захлестывают ее и она давай с двух рук креститься. Вот, что называется, никакой режиссер не придумает лучше, чем это сделает реальность. Покажи такую бабку в художественном фильме, скажем: фальшь, а тут так органично, так определяет настроение.
Ну, техника военная, понятное дело. Тут уж ни один заклепочник не придерется. Всё что снято – настоящее, достовернее быть не может. Тридцатьчетверки, БТ, Т-60, пулеметы, винтовки, ППШ, артиллерия. Интереснее, конечно, присматриваться к мелочам вроде транспортировки «максимов» на салазках, а порой и прикрепленных к танкам.
Интересно, как в хронике представлены генералы. Кто знал, что Конев, Жуков, Рокоссовский в итоге выделятся в маршалы и станут известнейшими полководцами войны. Ну, Жуков, как командующий фронтом, слегка выделен и здесь. А остальные командармы (Кузнецов, Голиков, Болдин, Говоров, Рокоссовский и другие) все на равных.
Риторика закадрового текста, она, конечно, особенная, с пропагандистским размахом, с яркими образами, фразами, уж залепит, так залепит. В числе понравившихся и запомнившихся пассажей: «Рядом с могилой Льва Толстого они осмелились закопать вшивые трупы своих мародеров и висельников».
Через фильм проходят разные мысли. И суровая решимость не сдаваться, и уверенность в уже близкой победе (в феврале 1942 года так думали даже многие военные), и презрительное изображение немцев – исключительно как оборванных и нелепо выглядящих пленных, и обвинение этих мразей в военных преступлениях, в убийствах мирных жителей. В общем настрой такой: «Увидишь немца – убей».
Скачать фильм «Разгром немецких войск под Москвой»
Файл mp4, 234 МБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра