Майданек

3 мин.

книга Майданек
Крематорий в Майданеке.

КНИГА О ЛАГЕРЕ СС

Майданек далек от сомнительного рекорда по числу уничтоженных людей. Зато он может служить наглядным пособием при изучении системы нацистских лагерей. Майданек одновременно был и лагерем военнопленных, и концлагерем, и лагерем смерти. В принципе всё это разные классы, но здесь слились в одно.

Условия существования в Майданеке были таковы, что узники при первой возможности старались перевестись в Аушвиц (Освенцим). Даже эта фабрика смерти выглядела более привлекательной, чем Люблинский лагерь.

Да, именно Люблинский. Майданек – неофициальное, расхожее наименование. Формально же это концентрационный лагерь СС Люблин и находился в пригороде этого польского города.

Первая и, видимо, пока единственная книга о Люблинском лагере «Майданек» вышла в рамках той же работы, что и «Треблинка». Тот же редактор Константин Пахалюк (кроме него, еще Леонид Терушкин), та же структура:

  • Вступительная статья об истории Майданека
  • Воспоминания двоих выживших узников
  • Сборник документов
  • Статья польского автора, подбивающего итог польского следствия
книга Майданек
Майданек. Общий вид на музей.

В общем-то это всё. Можно передавать слово самой книге. Что тут я еще смогу добавить? Пересказывать отдельные страсти, ужасы? Они будут во многом похожими на те, что написаны в «Треблинке». Каждая отдельная судьба уникальна, но когда в одной системе гибнут десятки и сотни тысяч, повторения неизбежны.

На сегодняшний день считается, что в Майданеке погибло по меньшей мере 80 тысяч человек. Всего через лагерь прошли не менее 150 тысяч. Это и немецкие уголовники, и польские крестьяне, и советские военнопленные, и евреи.

Майданек не был одним из основных звеньев системы уничтожения евреев. По числу уничтоженных людей ему далеко до Аушвица, Треблинки или Собибора. Сюда сплавляли евреев, когда основные лагеря захлебывались в трупах. Или при разовых акциях как 3 ноября 1943 года, когда за день в Майданеке убили 18,5 тысяч евреев.

В послевоенные годы ни у нас, ни в Польше евреи как жертвы Майданека особо не выделялись. Смешанный характер лагеря хорошо подходил под тему просто бесчеловечной политики нацистов, уничтожения людей без разбора национальностей. И всё же в воспоминаниях нашего военнопленного, записанных в 1945 году, уже имеется характерное:

«В графе “Категория заключенного” записи были троякого рода: “политический”, “уголовный”, “еврей”. Таким образом, принадлежность к еврейской нации, по классификации гестаповцев, была преступлением особой категории».

книга Майданек

«Прекрасны» в этом отношении и словечки допрашиваемых эсэсовцев: «Это были всего лишь евреи». «Всего лишь»!

И опять тянет на цитаты из книги:

«Тогда я понял, что нацисты были не люди и не звери, они были нечистью из потустороннего мира, для которой нет места на нашей планете».

К сожалению, на вопрос нашего пленного:

«К какому наказанию следовало бы приговорить таких людей?»

Следует сухой ответ статистики:

«Всего за послевоенные годы из 1800 нацистов и коллаборационистов, обеспечивавших функционирование Майданека, примерно 170 предстали перед правосудием…»

Да, большинство ответственных за уничтожение людей в Майданеке (как и в Треблинке, и в Аушвице) не понесли наказания.

Чудовищная история, отличная книга. Нужная. Может быть, запоздавшая на несколько десятилетий, но лучше поздно, чем никогда. «Никогда» здесь может относиться только к памяти: никогда не забывать о таком.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор»


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ