КИНО О ВОЙНЕ — ДЕШЕВО И СЕРДИТО
Дешево хорошо не бывает? Или бывает? Бюджет разруганной «Зои» 95 миллионов, средне прошедшего «Девятаева» более 600 миллионов. Спрашивается: что можно ожидать от кино стоимостью 5,5 миллионов? Именно таков бюджет фильма «Рядовой Чээрин». Режиссер уточнил: 5 миллионов на съемки и 2,5 миллиона позже на озвучку и постпродакшн.
Конечно, можно снять задешево очень неплохое кино. Взять какую-нибудь пьесу на двоих человек и талантливо ее разыграть. Но камерное произведение – это одно, а кино про войну – другое. Оно и масштаба требует, и костюмов, и какого-никакого реквизита. Как тут без десятков или сотен миллионов обойтись?
По отзывам и личному впечатлению оказывается, если не растаскивать деньги, если подойти к делу с уважением, если получить поддержку от неравнодушных, то результат и за 5 миллионов получится достойный. Не блестящий, не отличный, но на оценку «нормально» вполне тянущий.
Сюжет картины кажется простым. Осень 1943 года, застывший участок фронта, прибывает пополнение. В том числе молодой якут, рядовой Егор Чээрин. Понятно, охотник, «с сорока шагов белке в глаз».
А наших на позициях, кстати, донимает немецкий снайпер. Ну, понятно, думаешь, банальное противостояние профессионального снайпера и талантливого самоучки-якута. Этакий дешевый вариант «Врага у ворот».
Ан нет, не так всё прямолинейно. Да, противостояние снайперов будет. Но не охота двух одиночек друг на друга всё время действия. Чээрин не одиночка, он член коллектива, воюет в составе подразделения. А потому перед ним не стоит тщеславно-эгоистическая задача самоутвердиться уничтожением врага. Чээрин воюет не за своё эго, а за Родину.
Главный свой подвиг Чээрин совершает не в поединке с немецким снайпером, а выполняя задание в тылу врага. Честно говоря, вся эта часть истории выглядит надуманной, чересчур накрученной. Но, как при любой попытке покритиковать «Рядового Чээрина», наталкиваешься на эти самые 5 миллионов рублей. И машешь рукой: за такие деньги очень даже неплохо.
А местами неплохо и без скидки на скромный бюджет. Большая часть ролей отыграна не блестяще. Чувствуется какая-то скованная натянутость актеров, недоработанность ролей. При этом некоторые персонажи удались весьма и весьма.
Немцы вышли такие яркие, характерные, разноплановые. Сам Чээрин, его земляк-радист – якутский юморист-хохмач. Лейтенант, начальник чего-то вроде спецподразделения или полковой разведки, сыгранный самим режиссером. В общем, есть запоминающиеся роли.
Придираться к реквизиту или антуражу атаки, к нарисованным танкам, проезжающим по хлипкому деревянному мосту, при пяти-то миллионах бюджета рука не поднимается. И так собирали с миру по нитке, по винтовке и пулемету. Выглядит неплохо, на первый взгляд похоже, чего еще хотеть? Если придираться, так вообще кино бы не выпускать.
А его стоило выпустить хотя бы для того, чтобы показать высокобюджетникам, что и сегодня можно снимать нормальное кино о Великой Отечественной. Без перегибов в ту или иную сторону, без искусственно навязанной любовной линии, с хорошо прописанными героями, с простой и внятной историей, то есть наконец-то с вменяемым сценарием. Кино, не вызывающее у аудитории отторжения.
Более того, это фильм в большей степени для подростков, для детей. Кино о войне, ориентированное на детей у нас редкость. Про этот вид зрителя почти забыли. Помнят о нем только «марвелы». А кому и рассказывать о войне в первую очередь, как не детям?
Для детей тут имеется и незатейливый юмор, выпуклые персонажи, четкое разделение на наших и ненаших, плохие немцы, подвиги самопожертвования наших. Нет тут оторванных конечностей, вывернутых кишок и прочих ужасов. Как минимум, 12+ гарантированный.
Если учесть ориентировку на юного зрителя, можно простить некоторые перетянутости сюжета, некоторую излишнюю для взрослых героичность происходящего. Это и должен быть военно-приключенческий фильм, а не тяжелая драма. И на таком посыле, на таких картинках как в «Рядовом Чээрине» вполне можно растить молодежь.
7 из 10
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра