Ж.-Ф. Штейнер. Треблинка

4 мин.

книга Треблинка

Не все у нас умеют различать немецкие концлагеря и лагеря смерти. Бывает, пишешь о лагере смерти Треблинка и получаешь «глубокомысленные» комментарии «такие лагеря придумали еще англичане в англо-бурскую войну» или «в сталинских лагерях было то же самое». Слышали звон да не знают, где он.

Еще раз: да, в немецких концлагерях жизнь была не сахар, но – ключевой момент – там всё-таки была жизнь. Голодная, изматывающая, полная избиений и унижений, но жизнь. Хотя да, зачастую это была жизнь, ведущая к относительно скорой смерти. За почти 8 лет в Бухенвальде погибло 56 тысяч человек.

Лагеря смерти не предназначались для длительного содержания больших масс заключенных. Там людей (преимущественно евреев) уничтожали сразу, в течение нескольких часов после прибытия.

Это были именно фабрики по переработке человеческого материала. Скорость уничтожения здесь в сравнении с концлагерями фантастическая: за 13 месяцев в Треблинке уничтожено 800 тысяч человек – скорость в сто раз выше, чем в Бухенвальде.

книга Треблинка
Макет лагеря смерти Треблинка.

Еще один часто всплывающий вопрос: почему евреи безропотно позволяли себя уничтожать? Почему они не восставали?

Ответить на это и просто, и сложно. Во-первых, всё-таки восставали. Например, в Варшаве весной 1943 года, в Треблинке 2 августа 1943 года, в Собиборе 14 октября 1943 года.

Во-вторых, что можно требовать от людей семейных, от женщин, детей, стариков, которых вагонами везли в лагеря смерти? Что можно требовать от них, когда и лагеря военнопленных, то есть людей военных, привычных к оружию, не могут похвастаться большим количеством восстаний?

В-третьих, да, конечно, имели место и национальные, религиозные особенности еврейского народа. Вот о них-то и размышляет Жан-Франсуа Штейнер в книге «Треблинка».

Книга уже относительно старая, написана в 1966 году. Подается как документальный роман. То есть события описываются по возможности точно, на основе свидетельств очевидцев, но значительно разбавлены авторским подходом, трактовками и драматичными моментами. Многое домыслено, восстановлено по принципу «могло быть так».

В книге сохранено главное – история лагеря смерти Треблинка, картины массовых убийств, а также имена участников сопротивления, членов повстанческого комитета.

книга Треблинка
Депортация евреев в Треблинку.

Начинается она с провокационного вопроса «как же так евреи позволяли вести себя на убой?». И даже еще провокационнее: «Они сами помогали немцам истреблять свой народ». Для яркой иллюстрации этого положения берется история вильнюсского гетто.

На этом примере автор показывает немецкую систему подавления сопротивления при истреблении евреев. Те сначала покорно идут в гетто, потом так же покорно принимают свою участь, провожают глазами тех, кого убивают сегодня, чтобы самим пойти на убой завтра.

Отдельные эпизоды сопротивления, отдельные отважные люди терпят поражение в своих попытках расшевелить народ. Они складывают руки, готовые признать, что еврейский народ не заслуживает лучшей судьбы.

И тут действие перескакивает в Треблинку, где посреди хаоса смерит, гибели сотен тысяч людей, постепенно крепнет заговор немногих отважных. По автору, их цель не столько в том, чтобы добиться успеха, сколько в желании показать, что и евреи готовы к борьбе. И не просто готовы, они ее ведут.

Тут надо пояснить, что в лагерях смерти, предназначенных исключительно для истребления людей, проживало некоторое число постоянных рабочих из тех же евреев. Немцам нужны были рабочие руки для сортировки и упаковки вещей убитых, для транспортировки и захоронения сотен тысяч трупов, а дальше для сжигания этих трупов. Такие команды были в каждом лагере смерти. В Треблинке проживало около тысячи узников.

Именно из них формируется ядро сопротивления, оформляется комитет, создается организация. Они вырабатывают план восстания, добывают оружие, спасают от истребления необходимых им помощников. И всё это люди чаще всего невоенные. Если главным героем восстания в Собиборе был офицер Красной Армии Печерский, то в Треблинке сопротивление возглавляет инженер Галевский.

книга Треблинка
Гранитные блоки — символ подъездных путей к Треблинке.

Книга удивительно кинематографична, готовый сценарий. Если бы по этой истории снять кино, вышло бы куда круче, чем «Собибор» Хабенского. Здесь есть яркие характеры, индивидуальные особенности героев, острые, напряженные моменты, когда всё висит на волоске и читатель/зритель в тревоге задерживает дыхание. Есть героизм, есть предательство. Всё как надо в хорошей истории. С тем уточнением, что эта история – правда.

Или, по крайней мере, близка к правде. Если ознакомиться со свежим сборником «Треблинка», легко увидеть неточности изложения Штейнера. Научная история Треблинки дополняется по сей день. В 1960-х годах знания об этом лагере были куда более скудными, чем сегодня.

Штейнер опирается на воспоминания спасшихся узников. Очевидцы, конечно, ценный источник, но при этом специфический. В упомянутом сборнике «Треблинка» показано, что их свидетельства, во-первых, противоречат друг другу, во-вторых, не согласованы с немецкими документами.

Прежде всего, отступление от реальности связано с картиной восстания. У Штейнера, видимо, подкрасившего воспоминания очевидцев, картина выглядит стройной и героической. Восставшие якобы перебили много эсэсовцев и охранников-вахманов, вели тяжелый и упорный бой с охраной. На деле перестрелка была хаотической, охрана, кажется, не потеряла никого убитыми, а восставшие сосредоточились в основном на побеге.

Но неточности не умаляют ценности книги как увлекательного и познавательного источника сведений о лагере смерти Треблинка. Ей-богу, почитайте, это нужная книга, чтобы навести порядок в своих представлениях о немецких концлагерях и лагерях смерти.

Скачать книгу

Треблинка
Формат pdf, 932 КБ

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор»


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ