КРУТОЙ МАРШРУТ
Первой военной наградой США за личные заслуги стала Медаль Почета (Medal of Honor). Учреждена в 1862 году (во время гражданской войны), первое награждение состоялось в 1863 году. Награду получили участники так называемой великой погони за локомотивом. Только не те, кто догонял, а те, кто убегал. Поскольку убегали именно северяне. Этот боевой эпизод неплохо представлен в диснеевском фильме «Великая погоня за локомотивом».
Дисней есть Дисней. В данном случае история переработана под приключенческий фильм. Приблизительно как «Неуловимые мстители». Сравнение мне и самому кажется сомнительным, но дух отражает. Минимум крови, минимум рассуждений о природе войны, максимум увлекательных приключений для подростков.
Хотя почему только для подростков? Мне, великовозрастному любителю американской гражданской войны, фильм тоже глянулся. Красочный, не скучный, про «серых» и «синих», с напряжением погони, с переживанием за героев. Да и сами герои-антигерои тут не так однозначны. И северяне, и южане выглядят ребятами симпатичными. Даже не знаешь, за кого больше переживать.
Апрель 1862 года. Только что отгремело сражение у Питтсбург-Лендинг (у Шайло по версии южан). Армия северян из Кентукки намерена ворваться в Теннесси и идти дальше на Джорджию. Для того, чтобы отрезать армии южан подкрепления принимается решение уничтожить в их тылу несколько железнодорожных мостов.
Диверсионную группу набирает шпион янки Джеймс Эндрюс. Исторически в нее вошли 24 человека. В кино от них осталось полтора десятка. Честно говоря, историческая правда для кинематографического действа не подходит. Даже в сокращенном виде команда выглядит слишком большой для сопереживания каждому.
Впрочем, авторы Диснея не дураки и смогли выделить нескольких персонажей. Во-первых, руководитель группы Эндрюс. Многоопытный шпион, уверенный, спокойный, не теряющийся в самых острых ситуациях. Да еще и играется тогдашней звездой с волевым подбородком и крутой грудью. В общем, настоящий герой по меркам Голливуда середины XX века.
Капрал Вильям Питтингер (Питтинджер), от чьего лица ведется рассказ – ему в первых кадрах фильма вручается Медаль Почета. Настоящий солдат, не просто служака, а убежденный сторонник Севера, служащий не за страх, а за совесть. При этом до войны был явно из образованных, начитанный очкарик.
Вильям Кэмпбелл. В фильме представлен солдатом, по истории был гражданским. Могучий как буйвол, и так же как бык не сдержан. Ему претит шпионаж, скрытность, он рвется в открытый бой. Яро выражает свою неприязнь к южанам-джонни. С первых кадров понятно, что именно он будет ставить под угрозу успех тайной миссии.
Остальные солдаты в большей степени статисты, хотя многим из них отдается по нескольку реплик, порой важных. Ключевое здесь «солдаты». Именно этот конфликт был серьезным – армейские солдаты отданы под начало гражданского Эндрюса. Но тот быстро завоевывает авторитет. Среди всех, кроме Кэмпбелла. Того с трудом сдерживает только капрал Питтингер.
В общем, одной этой команды хватило бы для построения сюжета, конфликтов, характеров. Но в фильме есть еще яркий персонаж-южанин. Главный враг диверсантов, их преследователь. Интересно, что им стал не какой-то офицер или хотя бы военнослужащий, а самый обычный кондуктор с железной дороги Вильям Фуллер. Симпатичный герой, убежденный южанин, благородный и честный человек.
Группа диверсантов попарно пробирается на Юг, под видом пассажиров все вместе садятся в поезд, который и планируется угнать. Фуллер сразу заподозрил нечистое – куча держащихся вместе здоровых мужиков. Да еще с явным командиром Эндрюсом.
Предчувствия его не обманули. Группа Эндрюса угоняет его поезд. Несчастный Фуллер выбегает на рельсы, но вместо того, чтобы рвать на себе волосы, бросается в погоню. Сначала бегом, потом на ручной дрезине (фактически на тележке), а позже на первом же подвернувшемся локомотиве.
Беготня Фуллера не должна вызывать улыбку, недоумение. Дескать, как это, бегом догонять поезд? Всё-таки это 1862 год, локомотивы постройки 1850-х годов. Да и состояние железных дорог в этой слабо обжитой глуши так себе. Не бегали поезда тогда быстро, 20-30 км/ч и то слава богу.
Кстати, локомотивы вполне себе почетные персонажи фильма. Их здесь основных два. «Генерал», который угнали северяне, и «Техас», на котором мчится Фуллер. Это не прямо те самые паровозы, но очень близкие к ним по типу и даже по годам постройки. Так что в фильме разъезжали вполне себе музейные экспонаты. Оттого и выглядит всё таким натуральным, интересным и красивым.
Не знаю, сколько исторического материала от реальной гонки вошло в фильм, но то, что вошло, формирует приемлемый приключенческий сюжет. Северяне мчатся вперед, затрудняя погоню – разбирают рельсы, рвут телеграфные провода. Их цель – мосты. Южане в погоне преодолевают препятствия.
Единственное, что может цепануть, это какая-то недодуманность действий северян. Их так много, а преследователей так мало, что задержать их можно было не только разобрав рельсы, но и устроив тут же засаду хотя бы частью группы. Возможно, эта часть стала бы смертниками, но тогда они гарантированно пресекли бы погоню.
Но ведь сюжет основан на реальных событиях. Наверное, в целом так оно и было, как показано. Не стали северяне выделять жертвенное прикрытие. В итоге и они сами, и их миссия…
Дальше я, как Шахерезада умолкаю, и вы, если соберетесь смотреть «Великую погоню за локомотивом» (она у нас еще известна в варианте «Крутой маршрут»), не читайте историю группы Эндрюса, не портьте себе удовольствие от неожиданных поворотов сюжета. Он ведь взят из жизни, а значит не так предсказуем, как написанный под копирку.
Еще одна мысль про настрой фильма. Здесь нет плохих или хороших. Обе стороны конфликта показаны ровно, как люди, исполняющие свой долг. Не всегда приятный. Но долг перед Родиной. «Когда-нибудь эта война кончится, и мы должны будем пожать друг другу руки».
7 из 10
Скачать фильм
Файл avi, 1,54 ГБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра