Монастыри в России это не только места православные, но и привлекающие посетителей «бренды». Одни более раскрученные, другие менее. На Нижегородчине, пожалуй, самыми громкими именами обладают Серафимо-Дивеевский и Желтоводский Макарьев монастыри. Дивеевский удалось раскрутить до всероссийской известности с приездами патриарха и президента. Макарьев держится скромнее, хотя историей побогаче будет.
Много тут что сказывается. В том числе и относительное неудобство 100-километровой дороги Нижний-Макарьево. Хотя в 2021 году, кажется, подновили кое-какие участки. С другой стороны, Макарьево стоит на берегу Волги. А это уже отдельный аттракцион – прокатиться до монастыря по реке. С 21-го года туда из Нижнего бегают «Валдаи».
Не сказать, чтобы сильно дешевое удовольствие, но не дороже, чем то же время на ресторан угробить. Будете летом в Нижнем, рекомендую. Верующий вы или нет, а посетить Желтоводский Макарьев монастырь стоит. Не так уж у нас в России много архитектурных ансамблей с 400-летней историей.
МАКАРЬЕВСКАЯ ИСТОРИЯ
Вот с истории я и предлагаю начать. Страсть к ее удлинению заставляет и местных монахинь-гидов, и популярные издания относить дату основания к первой половине XV века (1434 г). Выходец из нижегородского Печерского монастыря Макарий поселился здесь, близ устья реки Керженец и озера Желтые воды.
Можно принять и эту дату, да только казанские татары спалили местечко дотла, а самого Макария прогнали. Ушел он в нынешнюю Костромскую область и основал там еще один Макарьевский монастырь (Унженский). Вот он по-честному ведет историю от 1439 года.
Желтоводский же Макарьев, по одной терминологии, возобновлен, а по-моему, основан в 1620 году. Строительство основных каменных построек ансамбля длилось с 1651 по 1667 гг. Важно, что строения дожили до наших дней.
Выглядят сегодня они неплохо, но вложить денег в их укрепление не помешает. Только православная церковь вкладывать миллионы в это дело не будет, местный бюджет не потянет, а государство молчит – собственность-то церковная.
Интересно, что местная монахиня просто сказала: а чего ее (конкретную церковку) укреплять? Снести, мол, да выстроить заново.
Ой, боюсь, это утилитарное отношение к старине как к своим служебным помещениям довольно распространено в священнических кругах. Оно, конечно, да, молиться-то можно в любом здании, хоть XVII, хоть XXI века. А для истории, культуры и людей разница принципиальная.
Довольно скоро у стен монастыря возникает ежегодный торг – ярмарка. В 1641 году ее узаконили церковные власти, в 1666 году царский указ. До 1700 года ярмарка находилась в церковном ведомстве. Петр I отдал ее под надзор гражданских властей.
Хотя до Петра еще надо было дожить. Может показаться, что каменная стена в середине XVII века менее, чем в 100 верстах от Нижнего Новгорода, не нужна. От кого тут защищаться? От марийцев? Жизнь показала, что есть от кого.
Один раз за свою историю монастырь всё-таки подвергся нападению. В 1670 году его взяли разинцы. Любопытный сюжет, я разберу его подробнее в следующем очерке. А пока идем дальше.
Надо отметить, что сегодня посетитель увидит лишь половину крепостной стены, квадрат 200 на 200 метров. В XVII веке это был прямоугольник 400 на 200 метров. Другую половину разобрали в XIX веке. Она прикрывала не монастырские постройки, а ярмарочные.
Ярмарка крайне благоприятно повлияла на близлежащее село Макарьево. Уже при Екатерине II оно становится уездным центром. Уездному центру полагается свой городской собор. И в 1790 году в Макарьеве построен храм Казанской иконы Божьей Матери – сохранился до наших дней.
Всё шло хорошо до 1816 года. Волга хотя и пакостила своими разливами, но ярмарка держалась. Или даже не держалась, а процветала. Но не потоп, так пожар. В 1816 году территория ярмарки была сметена большим пожаром.
С 1817 года ярмарку переносят в Нижний Новгород, а Макарьево и монастырь начинают хиреть. Не стало хватать средств на текущий ремонт и ликвидацию последствий разливов Волги.
В 1859 году обрушился купол центрального собора. Дело дошло до закрытия монастыря в 1868 году. В 1883 году он вновь открыт, но уже как женский. Именно в этот промежуток была снесена ставшая ненужной половина крепостной стены.
Монастырь действовал до 1927 года. В принципе организация была немаленькая. Говорят, к 1917 году тут числилось до 300 сестер. Сегодня меньше двух десятков.
При советской власти тут последовательно располагались детдом, эвакогоспиталь, ветеринарный техникум. Монахиня-гид драматизировала, ругмя ругала ветеринаров, превративших церкви в свинарники, загадивших прочие помещения (дескать лепнину посбивали, стены исписали, подоконники разбили). Но я так скажу, у меня здесь в 1970-х учился тесть. Никакого свинюшничества он не приметил.
Более того, с 1944 года архитектурный ансамбль монастыря перешел под госохрану. В 1947 году постановлением Совмина отнесен к уникальным памятникам архитектуры. Тогда же начались кое-какие восстановительные работы. Плюс работы по укреплению волжского берега.
В 1991 году в Макарьеве возобновлена женская обитель. Восстановление архитектуры идет ни шатко, ни валко. Предыдущий раз я побывал в монастыре году так в 2003-ем. Съездил вот в 2021-ом. Честно говоря, большого продвижения не заметил. Например, главный Троицкий собор так и стоит холодный, недореставрированный. Сохранившаяся роспись страдает от сырости, от смены погоды, перепадов температуры.
Но в целом, на территории всё чисто, красиво. Крепостные стены, по крайней мере, снаружи побелены. Если пристально не выискивать огрехи, они не бросаются в глаза. Изнутри, правда, со стенами не так хорошо и красиво.
Народу, кстати, тут опять же немного. Сказывается неудобство расположения и отсутствие каких-то особых православных фишек какие есть, например, в Дивеево. Впрочем, когда на час-другой пристает круизный теплоход, становится людно.
Описанию монастыря я посвящу отдельный очерк.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм.»
Иоганн Гете