Паровозы России в Нижнем Новгороде

4 мин.

Паровозы России в Нижнем Новгороде

МУЗЕЙ «ПАРОВОЗЫ РОССИИ»

Паровоз — не картина, не самовар, не яйцо Фаберже. Его на витрине не разместишь. Паровозы демонстрируют на открытых площадках. В Нижнем Новгороде такая площадка находится на Сортировке. Минус: далеко от центра. Плюсы: бесплатно и… паровозы!

Площадка по нашим меркам приличная, ориентировочно 250 на 40 метров. Собственно, паровозов тут 15 штук. Плюс один тепловоз. Плюс вагоны, цистерны, семафор, стрелочный механизм, станционный колокол, имитация платформы – всего больше 30 объектов.

Список подвижного состава:

Паровозы России в Нижнем Новгороде
Схема расстановки экспонатов. Увеличение по клику.

Паровозы мне всегда казались каким-то специфическим объектом интереса. Танки – понимаю, самолеты – понимаю, пушки – понимаю, корабли – вообще круто. Но паровозы?

Тем не менее, любителей их много. И не только паровозов, но железных дорог и их истории вообще. Дай-ка, думаю, схожу, прикоснусь. Авось пойму.

Паровозы России в Нижнем Новгороде
Паровоз серии Ь вн 9773 (1903 г.).

Между прочим, в самом деле интересно. Когда вот так, вживую, а не по книжкам или сайтам. Когда не просто постоять рядом, не только пощупать, но и влезть на эту махину.

Да, само собой, официально влезать на экспонаты нельзя. Однако вследствие отсутствия строгостей и присутствия детей на это правило, видимо, давно махнули рукой или положили болт М14.

В принципе ничто не мешает просто заварить дверцы или демонтировать лесенки. Но этого не сделано. И ладно. Посмотрел-посмотрел на юных вандалов да и тоже вскарабкался. Заразительно же.

Паровозы России в Нижнем Новгороде
Десант Интернетвар на паровозе Л 0818 (1952 г.).

Что касается самих паровозов, то знатоки их и без меня, по одному лишь приведенному списку легко разложат по шкале времени. Ну а не-знатоки вроде нас внимательно читают таблички.

Пятнадцать представленных локомотивов перекрывают всю первую половину XX века. От Ь вн 9773 (1903 г.) до серии ЛВ 0225 (1954 г.), от 54-тонной «крохи» до 120-тонного гиганта. Вся или не вся, а определенно немалая часть истории российских паровозов.

Паровозы России в Нижнем Новгороде
Паровоз Эн 1 (1917 г.).

Рядом с дореволюционным составом возведено что-то вроде перрона. Основная тусня посетителей, она здесь. Не всякий вандал дойдет до конца путей.

Паровозы России в Нижнем Новгороде
Перрон.

Правда, будочка (смотрителя? дежурного?) в конце платформы выпадает из дореволюционного стиля, гордо демонстрируя звезду СССР.

Паровозы России в Нижнем Новгороде
Интерьер будки.

Выставлено с дюжину всяческих вагонов. Правда, теплушки, цистерны и вагоны советской электрички как-то у публики особого интереса не вызывают. Другое дело декоративная открытая платформа со скамеечками. Может, и ненастоящая, зато красивая и стариной отдает.

Паровозы России в Нижнем Новгороде
Открытая платформа со скамеечками и стрелочный механизм.

Отсутствие ограждений и формальный характер запрета на влезание позволяют любителям и не-любителям паровозного дела не просто рассмотреть экспонаты, но рассмотреть в деталях. Вплоть до пришпиленных табличек с годом выпуска того или иного агрегата.

Паровозы России в Нижнем Новгороде
Тэк-с, и как это всё устроено?

Паровозы расставлены достаточно свободно. По большей части стоят отдельно. Обойти можно на 360 градусов. Сфотографировать с любого ракурса. Залезть на, залезть под, залезть в. Это очень хорошо.

Да, вандализм в таком случае неизбежен. Маленькие вандалы и танки умудряются ломать, и паровозы, наверное, тоже. Но, с другой стороны, если всё огораживать, то что это за музей, что это за интерес? Интерес – это когда можно пощупать.

Паровозы России в Нижнем Новгороде

Вывод: понравилось. Сначала думали, за пятнадцать минут управимся. Ан едва ли не на час застряли.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм.»
Иоганн Гете


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ