ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 1
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 2
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 3
После долгих и пространных рассуждений про «повторное использование» памятников античной архитектуры в более поздние времена (в трёх частях), наконец дело дошло до малого.Разрешите докопаться до столбов. Точнее – обелисков.
«ЕСЛИ У ТЕБЯ ЕСТЬ СТОЛБ — УРОНИ ЕГО. ДАЙ ОТДОХНУТЬ И СТОЛБУ»
Обелиск – изобретение чисто египетское. Нет, может быть, кто-нибудь додумывался до этой «невероятно сложной» конструкции и кроме них, но египтяне догадались раньше. Благо, их цивилизация оказалось одной из самых первых, а обелиск – тот же менгир, только как следует обработанный. Что поделать, людей всегда тянуло к мегалитическим конструкциям, кто поумнее – те ставили обелиски да пирамиды, кто в школе плохо учился – ограничивались кромлехами да дольменами. Самые умные утаскивали мегалиты у соседей.
Моду на египетские обелискиу римлян ввёл их первый император – Октавиан Август, присоединивший Египет к Империи. Идею Октавиана подхватили последователи, и поволокли в Рим обелиски один за одним. Считают, что за триста-четыреста лет их установили чуть ли не полсотни. До наших дней их сохранилось пусть небольшое, но нетривиальное количество – 13 штук.
У египтян обелиски служили определённым религиозно-сакральным целям. Для римлян они превратились в простые украшения. То есть, не такие уж и простые, восточно-экзотические, но – украшения. Декор, не более того. То есть, уже для римлян они были «секонд-хенд, служащий не по назначению».
У итальянцев обелиски служили той же функции, что и римлян – украшать, вызывать трепет. Такое себе, б/у украшение.
Плюс немного христианской «идеологии»: на обелиски ставились кресты, их посвящали, с обрядами и литургиями, какому-нибудь святому деятелю или знаковому религиозному событию. Могли чуть ли не экзорцизм провести, ради изгнания из обелиска языческого прошлого.
И, кроме декоративной и религиозной, добавилась функция «указателя» — «если стоит обелиск, значит рядом что-то важное».
Старая народная мудрость гласит:если поставить на землю высокий и тяжёлый столб, обязательно найдётся тот, кто захочет его свалить. Колонны Траяна и Марка Аврелия счастливо избежали этой участи, а вот римские обелиски пороняли.Они раскололись, ушли в землю, были забыты и разбиты.Потом часть из них выкопали и пристроили заново, но уже не там, где они стояли раньше.
Из-за наличия (точнее – отсутствия) иллюстративного материала, мы поговорим далеко не обо всехсохранившихся обелисках, а только о половине.
Как известно, важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк. С кино в Древнем Риме была напряжёнка, а вот с цирками – всё в порядке. С цирка и начнём.
Давайте рассмотрим модель?
Ворота на верхнем, плоском конце цирка – ворота конюшен (по краям) и те, через которые въезжали колесницы для участия в соревнованиях (по центру). Красивые ворота на закруглённом конце – для торжественного выезда победителя. Вокруг беговой дорожки – трибуны. Понятно, и видно, где там самые крутые трибуны для VIP’ов. (Император мог и не приходить вниз,а смотреть с холма, вон из той полукруглой штуки, благо это часть дворцового комплекса). Посередине – разделительная полоса, со множеством различных строений и украшений, в том числе – с двумя обелисками, одним побольше, другим поменьше.
Но это модель.Пусть позднего, но цветущего Рима. А что сейчас, спустя полторы-две тысячи лет? И что сейчас там, где стояли два египетских обелиска? А ничего нет. Пусто.
Отвлечённое лирическое отступление.
Нам, русским людям, испорченным «немецкой школой» прочтения латинских названий, тяжело смириться с прочтением этих самых латинских названий современными итальянцами. Им, наверное, виднее,но тяжело по-доброму относится к людям, для которых наш старый добрый Юлий Цезарь – какой-то Джулио ЧезАре. Впрочем, немного отпускает, когда вспоминаешь, что, по утверждению современных лингвистов, «Цезарь» на самом деле аутентично звучало как «КайсАр».
Сейчас Чирко Массимо – большой бестолковый овраг, почти в километр длиной и полтораста метров шириной, в котором иногда устраивают какие-нибудь представления, в том числе и реконструкторские, с «потешными центурионами» в жестяных доспехах.
Как видите, не то, что обелисков, ни единого следа былого величия Большого Цирка к нашим временам не осталось. Хотя нет, обелиски-то, как раз, уцелели. Только установлены теперь не здесь.
Да, сохранились оба обелиска Большого Цирка, хоть оба уволокли из Цирка довольно далеко.
Обелиск из Большого Цирка, упавший и разбившийся на три части,полностью выкопали из земли и перетащили на площадь в конце XVI века. Тогда в Риме рулил папа «Семь-Сорок», «Семь-Восемь»,«Шестой-Пятый» (в смысле – Сикст V), вмешавшийся во многое из архитектурного наследия (апостолы на колоннах императоров – его рук дело).
Папе хотелось облагородить Рим, провести реновацию реконструкцию и украсить площади чем-нибудь таким, эдаким. А тут бесхозные гранёные столбы валяются! Грех было бы не воспользоваться.
Постамент под этот обелиск, как ни странно, из Большого Цирка. Его подремонтировали и к двум надписям в честь Октавиана Августа добавили две в честь папы Сикста V. Слава богу, папа догадался не стёсывать иероглифы с обелиска, ограничившись посвятительными надписями себе любимому на постаменте. Фонтан с псевдоегипетскими львами по углам – это уже первая четверть XIXвека, приделали при глобальной модернизации площади.
Обелиск, на Пьяцца-дель-Пополо – «малый обелиск» из Цирка, 24 метра высоты. Есть и большой. Глазом не слишком видно, но по документам – точно большой.
Второй обелиск из Большого Цирка перетащили поближе, ибо был он тяжелее. И поставили на площадь у Базилики Сан-Джованни-ин-Латерано, Собора Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме. Церковка эта является храмом номер один города Рима и, одновременно, одним из равновеликой четвёрки самых главных храмов католиков всего мира.(Все они, естественно, располагаются в том же Риме: ватиканский Собор Святого Петра, Базилика Санта-Мария-Маджоре, Собор Святого Павла За Стенами и латеранский Собор Святого Иоанна Крестителя. Отличаются от всех остальных католических церквей тем, что в них имеются особые «Святые двери», которые открывают только в Юбилейный год (т.е. раз в двадцать пять лет), и особый алтарь, за которым имеет право служить только лично папа римский).
Как ни странно, находящиеся в одном и том же городе Сан-Джованни-ин-Латерано – главный в Риме, а Собор Святого Петра – главный в мире. Они, вроде как, равны по крутизне, но функции у них при этом не пересекаются. Поэтому всех католиков мира папы благословляют из Ватиканской базилики, а жителей Рима – из Латеранской.
Раз Сан-Джованни-ин-Латерано главный городской храм, ему достался главный городской обелиск. Из всех имеющихся – самый древний, самый высокий и самый тяжёлый.
Не так уж долго простоял обелиск в Большом Цирке, прежде чем упасть. И не просто упал, раскололся на куски. В 1587-м году папу Сикста V убедили вложится в «откоп и подъём» здоровенного обелиска. Чтоб ему компенсировать моральные издержки, куски обелиска собрали и установили перед окнами персонально-папского собора в Латеране. А ржавую конную статую, что с античных времён стояла на том месте, уволокли куда подальше. (Потом выяснилось, что то была ценная античная скульптура императора Марка Аврелия, но кого это волнует?).
Не только «современные» (пятисотлетней давности) итальянцы страдали манией перетаскивания обелисков с места на место. Древние римляне тоже этим маялись.
Я ведь как-то уже упоминал, что римляне увлекались всякими восточными культами? (Да так увлекались, что одна из сект одной из восточных религий стала государственной религией Империи).Среди прочего, был у них культ Сераписа.
Серапис это такой синкретический эллинистическо-египетский бог, изобретённый египетскими Птолемеями. Его культ римляне с удовольствием подхватили и творчески развили. Например, выдали в качестве жены богу Серапису богиню Исиду (которая, вообще-то, жена Осириса). Культ Исиды отдельно от Сераписа римляне тоже поддерживали и храмы строили.
Храм Сераписа и Исиды на марсовом поле в Риме построили ещё при Юлии Цезаре. Потом, при первых императорах, «неправильные восточные культы» подзапретили, храм забросили и поломали. После, при всяких отклонутиках, типа Калигулы или Нерона, этот культ снова вошёл в моду. Когда очередь дошла до Домициана, он старый храм Сераписа и Исиды отремонтировал, обновил и украсил. В том числе – новыми обелисками. (Прямо напротив от Храма Сераписа и Исиды построили, впоследствии, Храм Божественного Адриана,чьи бренные огрызки мы видели в предыдущей части).
После домицианова ремонта пару-тройку веков этот эллинистическо-египетский храм профункционировал, и был закрыт как языческий, после утверждения христианства в качестве официальной религии Империи в конце IV века. Ещё до этого момента, при императоре Максенции, один из обелисков, установленных Домицианом, отволокли из храма на территорию Цирка Максенция, что расположен на Вилле Максенция (это довольно далеко от центра города, проще говоря, у чёрта на куличках). Там он и валялся, разбитый на несколько частей, пока в середине XVII века ему не нашли применения. В фонтане.
Помните, в предыдущей части я приводил фотографию «домашнего», дворцового стадиона императора Домициана? Он располагался на территории императорского дворца на Палатинском холме, рядом с общенародным Большим Цирком. Так вот, за Домицианом числится ещё один стадион. Общедоступный, поменьше чем Чирко Массимо (так, как был для «лёгкой атлетики» а не скачек), но побольше, чем «дворцовый».
В Средневековье стадион Домициана оказался забыт и заброшен. Там где были каменные ярусы зрительских трибун стали строить дома и хозяйственные постройки, используя имеющиеся стены и стройматериалы. А арена, оставшись незастроенной, превратилась в рыночную площадь. Практически, судьба Амфитеатра Флавиев. Но Колизей был большой, а стадион Домициана – не очень. В итоге, от античной постройки осталась только «планировка» — вытянутая прямоугольная площадь. Постепенно старые средневековые развалюхи сменились красивыми палаццио и церквями Нового времени, а площадь осталась почтив прежних габаритах арены. Наконец, решили и саму площадь облагородить.Тут и вспомнили об обелиске из Цирка Максенция, который прежде был обелиском из Храма Сераписа и Исиды.
Итак. При капитальной реконструкции и украшении Площади Навона, в центр одного из фонтанов засандалили обелиск, установленный при Домициане в Храме Сераписа и Исиды, а позже перенесённый в Цирк Максенция.
В те времена, в середине XVII века, никто не стал заморачиваться вопросами древности и аутентичности обелиска. Посчитали его египетским, и всех делов. Тем более, что обелиски, установленные при папе Сиксте V уже сто лет как по Риму стояли. Валяется бесхозная каменюка? Удовлетворяет замыслам архитектора? Так в дело её! Пусть украшает фонтан!
Кроме того, что обелиск «новодельный» (всё относительно, конечно, скоро ему будет две тысячи лет), кроме того, что отколовшиеся и не найденные части пришлось восполнять кусками подходящего гранита, он ещё и не увенчан традиционным римским крестом. Со времён предыдущей глобальной «обелискализации» Рима, предпринятой папой Сикстом V, прошло сто лет, архитекторам хотелось разнообразия.
Так. Раз уж мы взялись за «псевдоегипетские» древнеримские обелиски, следующим надо смотреть тот, что стоит у церкви Тринита-дей-Монти, Троицы-на-холмах, на вершине Испанской лестницы.
Обелиск изготовлен в Риме, в 270-х годах, во времена императора Аврелиана. Иероглифы вырезались по системе, воспетой Высоцким – «плевать чего, но чтоб красиво». Стоял в одном из небольших римских цирков.Там же упал, раскололся пополам, и валялся, всеми забытый, до конца XVIII века. В 1772 году его восстановили и поставили рядом с Латеранской базиликой. Но там уже двести лет как стоял обелиск из Большого Цирка, двукратно превышающий размерами этот.
Скромненький «новодельный» обелиск терялся на фоне древнеегипетской громадины, и его быстренько перенесли на нынешнее место.
В порядке лирического отступления.
Так, оглянемся назад, на неоднократно поминавшийся Храм Сераписа и Исиды. Кое-что из его обелисков осталось неохваченным.
В XIV веке, на территории бывшего Храма Сераписа и Исиды, превратившейся, к тому времени, в пустынную «заброшку», нашли очередной обелиск. Небольшой, шесть с половиной метров. Недолго думая и без лишних церемоний (благо камень был не слишком тяжёлый и не слишком большой), его установили рядом с ближайшей церковью.
Спустя триста с лишним лет, в 1711-м году, его перенесли на Площадь Ротонды, что расположена перед Пантеоном. Площадь тогда облагораживали, организовывали фонтан, всё такое. Вот, видимо с оглядкой на полувековой давности Фонтан Четырёх Рек, в местный фонтан тот обелиск и воткнули.
Обелиск старше не только фонтана, но и Пантеона. Он создан в Египте в XIII веке до н.э., и несёт надпись в честь фараона Рамзеса II.
Если обойти Пантеон слева и пройти буквально двести метров, можно увидеть ещё один маленький, 5,5-метровый, обелиск из Храма Сераписа и Исиды. Обелиск хоть и египетский, но довольно «молодой», VI века до н.э., времён фараона Псамметиха II. Нашли его в конце XVII века и далеко от бывшего храма не унесли, поставив за Пантеоном, у церкви Святой Марии. Да, там его «можно увидеть». Но мы с вами его, увы, не увидим.
Однако мы можем посмотреть на другое творение этого самого Псамметиха II. (Кто это вообще такой? А чёрт его знает. О Рамзесе II или Тутмосе III мы ещё, худо-бедно, может быть, слышали. А этот? За три тысячи лет, до греческих Птолемеев, в Египте сменилось столько фараонов, династий и государств, что сам чёрт ногу сломит). Ну да ладно.
В 600-м году до нашей эры некий Псамметих II приказал высечь обелиск в честь бога Раи установить его в египетском городе Иуну (мы это город больше знаем под птолемеевским греческим названием Гелиополис). А в 10 году до нашей эры некий Октавиан Август упёр этот обелиск в город Рим. И установил недалеко от своего Мавзолея, в качестве солнечных часов.
Через тысячу лет обелиск упал и раскололся на «сотню маленьких медвежат». Спустя ещё семьсот лет откопали то, что ещё от обелиска осталось. А осталось столь немногое, что для восстановления обелиска пришлось использовать «подручные материалы». В качестве которых выступила упавшая и расколовшаяся колонна Антонина Пия. Помните, во второй части я упоминал её постамент, который хорошо сохранился и был перенесён папами к себе в Ватикан? Так вот, материал от колонны, упавшей с этого постамента, пошёл на «заплатки» к обелиску.
В 1792-м году этого сборного франкенштейна установили на площади Монтечиторио. Буквально в трёх шагах по Пьяцца Колонна, на которой стоит колонна Марка Аврелия. Постамент обелиска тоже собирали из кусков – немного оригинала, немного от постамента обелиска, что сейчас на холме Пинчо, и немного свежей резьбы по камню, имитирующей надписи обелиска с Пьяцца-дель-Пополо.
Казалось бы, это даже не «секонд-хенд». Это вообще чёрте что. Но, зато, у обелиска с Пьяцца Монтечиторио сохранилось древнеримское шарообразное медное навершие.
Раз мы вспомнили солнечные часы Октавиана Августа, пора вспомнить и его Мавзолей. Перед входом были установлены два почти одинаковых обелиска. Довольно невзрачных – небольших и без иероглифов. (При этом в незапамятные времена, были выдуманы городские легенды, что эти обелиски привезены из гробницы Александра Македонского). Сохранились оба обелиска Мавзолея Августа, но мы с вами увидим только один.
Традиционно, оба обелиска упали и раскололись. Один из них, при известном вам любителе обелисков, папе Сиксте V, перенесли и собрали у базилики Санта-Мария-Маджоре. Причём, установили не перед фасадом, на площади, что было бы логично, а «в тылу», позади церкви. (Злые языки утверждают, что этот обелиск был установлен не «позади» церкви, а «перед» входом на виллу, которая принадлежала папе).
Папа Сикст V, вообще-то, был из балканских православных славян, но перешёл в католичество и подался в Италию. На гербе у него были восьмиконечная звезда, три холма и лев с поднятой лапой. Львов на навершиях установленных при нём обелисков не ставили (у латеранского обелиска добавили позже), а вот звёзды и холмы, если присмотреться, есть везде, у основания крестов.
Бывший обелиск Мавзолея Августа, а ныне обелиск у Санта-Мария-Маджоре совершенно неинтересный. Поэтому стоит глянуть на саму базилику Санта-Мария-Маджоре. Благо, с точки зрения «секонд-хенда» тут кое-что есть.
Базилика Санта-Мария-Маджоре. Название подразумевает, что из всех церквей, посвящённых Деве Марии эта – самая главная. Строилась «по кускам» чуть не тысячу лет. То одно построят, то другое. А то что-то более старое разберут, а на его месте построят что-то новое. При этом размеры церкви всё росли и росли, благодаря новым пристройкам, расширявшим и поглощавшим прежние постройки. Поэтому видок у неё сейчас… Спереди одно, сзади другое, сбоку третье, изнутри четвёртое. Сверху так вообще как кучка разнородных кубиков из конструктора. Более-менее современный вид церковь приобрела в середине XVIII века.
В конце XVI века, при Сиксте V, для отделки базилики использовали мрамор, оставшийся от античного Храма Сераписа и Исиды. Кстати, самого папу Сикста Vв Санта-Мария-Маджоре и похоронили. В начале XVIIвека на площадь перед фасадом церкви установили колонну, взятую из античной базилики Максенция. А наверх поставили статую Девы Марии.
Колонна – единственная сохранившаяся колонна из базилики Максенция на Форуме. Перенесли её сюда в 1613 году, по инициативе папы Павла V. Бронзовая статуя – в честь догмата, что Дева Мария, хоть и родилась у «обычных» родителей, но – «непорочно», что бы это ни значило. Бронзовые орлы и дракончики у основания колонны – геральдические элементы герба аристократической семьи Боргезе, к которой принадлежал папа Павел V.
Однако вернёмся к обелискам. Последний обелиск, которого мы коснёмся опять не слишком интересный. Да, он египетский, но гладкий, без иероглифов, а потому – без интересной предыстории. Зато установлен в козырном месте – перед Собором Святого Петра, на одноимённой площади.
Обелиск первоначально, вроде бы стоял в египетском Гелиополисе, потом Октавиан Август перенёс его в Александрию. И, вроде как, посвятил его Юлию Цезарю. В Рим обелиск попал уже при Калигуле – он установил его на стадионе, располагавшемся за городом, на Ватиканском холме. Стадион достроили уже при Нероне. Согласно христианским мифам, где-то там, рядом со стадионом, после отсидки в Мамертинской тюрьме, был распят и похоронен апостол Пётр. Ну и, соответственно, сменявшие/дополнявшие/замещавшие друг друга церкви имени Петра строились над гипотетическим местом его захоронения. И всё это время обелиск торчал рядом, сбоку.
Примечательно то, что этот обелиск – единственный из римских обелисков, который не упал. Вплоть до середины XVI века он спокойненько стоял на своём месте. Стадион исчез, храмы Святого Петра сменяли один другой – а обелиск всё стоял.
Пока папе Сиксту V (да-да, опять ему) не попала вожжа под мантию – он решил обязательно перенести обелиск с задворок на площадку перед фасадом собора.(Тогда как раз строили тот собор, что существует сейчас. Впрочем, его строили очень долго и в несколько приёмов). Дело было в 1586 году.
Перенос удался. Обелиск даже не уронили, не разбили и не потеряли. Разве что, сняли бронзовый шар, который был установлен на верхушке. Среди простого народа с античных времён ходила легенда, что там, дескать, находится прах Юлия Цезаря. Разумеется, внутри шара не было ничего. Зато в крест, который поставили вместо римского шара, торжественно заложили щепку от «того самого» креста.
(Как тут не вспомнить Вильгельма Баскервильского из «Имени розы»: «…Кстати, не очень обольщайся по поводу этих реликвий. Обломков креста я перевидал очень много и в самых разных церквах. Если все они подлинные, значит, нашего Господа терзали не на двух скрещенных бревнах, а на целом заборе…»).
Папа прочитал экзорцизм, на постаменте выбили славящие Христа лозунги – и все остались довольны.
С тех пор и Собор Святого Петра достроили, и площадь обрамили колоннадой, и отделили Ватикан от Италии – а обелиск всё стоит.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Андрей Гузенко (Erofey)
Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.
Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com