ФИЛЬМ «БАГРАТИОН»
В 1985 году, уже на излете советского кинематографа грузины при поддержке Мосфильма осилили вполне себе батальный фильм «Багратион». Не думаю, что выпуск его приурочивали к какой-то круглой дате, но попал он на 220-ю годовщину со дня рождения Петра Ивановича Багратиона.
Кстати, уже в этом фильме можно разглядеть националистические грузинские нотки. Да, от Грузии в тогдашней России и лично у Багратиона была только фамилия. Ну и происхождение, конечно. В остальном был он продуктом российским. В фильме генерал постоянно обращается мыслями к Грузии, к заснеженным вершинам, к грузинским песням. Но правда такова, что Петр Иванович в Грузии-то, пожалуй, никогда и не был, с раннего детства находился в России.
Впрочем, бог с ними, с ищущими и создающими свою национальную мифологию народами. Мы будем обсуждать только фильм и ничего, кроме фильма.
Я натыкался на несколько вариантов монтажа, последовательности сцен. Скорее всего, верной оказывается та, где всё начинается с конца. Умирающий Багратион лежит в постели и вспоминает основные вехи своего жизненного пути. Но должен предупредить, что в том файле, что приложен к обзору, всё перемонтировано так, чтобы выстроить повествование в хронологической последовательности.
А она такова. Сначала идет поход Суворова через Альпы, затем Багратион, обласканный высочайшим вниманием, находится при дворе Павла I, влюбленность в него великой княгини Екатерины, скоропалительный брак Багратиона со Скавронской, некоторые мучения и переход к войне 1812 года, которая, разумеется, является центральным событием всего фильма.
Позор! Позор нам, так и не удосужившимся за тридцать с хвостиком минувших лет снять кино об Отечественной войне 1812 года. Советский кинематограф может спокойно почивать на лаврах «Войны и мир», «Кутузова», «Эскадрона гусар летучих», даже «Гусарская баллада» легла в масть. А вот вам еще полугрузинский «Багратион». А чем ответили мы? Стыдом позорным в виде тошнотворных и нечестивых «Уланской баллады» и «Василисы». Тьфу на них и трижды тридцать три раза тьфу.
Хотя… с другой стороны… если подумать, то пока они, киношники то есть, снимают нечто вроде «Викинга» с «Матильдой» лучше бы уж не марали войну двенадцатого года.
Но я опять отвлекся. Итак, «Багратион» образца 1985 года. И сразу претензия. Да, если выстроить действие в хронологическом порядке, то сцены с Суворовым (в исполнении, кстати, Катина-Ярцева – вот же актерище, даже Суворова потянул) выглядят неким прологом. Однако в прологе актер, играющий Багратиона, выглядит так же как и в конце, то есть старым, неповоротливым, массивным. Надо ли напоминать, что Багратиону в Альпах было чуть за тридцать, а играющему его Гиули Чохонелидзе в 1985-ом уже глубоко за пятьдесят? Он лишь немногим моложе Катина-Ярцева (Суворов) и Кузнецова (Кутузов). Выглядит неприятно. Но уже в 1812-ом всё более-менее выравнивается.
Хотя до 1812 года дело доходит не сразу. В советском кинематографе 80-х годов очевидна тенденция к романтизации эпохи начала XIX века. Вздыхательно-романтичный стиль характерен для многих фильмов того времени и о том времени. Даже в «Эскадроне гусар летучих», который вроде бы больше ориентируется на военную часть, очень сильны печальные нотки неудавшейся любви, прогулки под сенью аллей, падающие в пруд листья… Налеюсь, понятно. Когда дело коснулось декабристов, эти нотки еще более усилились.
В нашу задачу не входит анализ причин такого увлечения романтизацией эпохи. Просто констатируем: не избежали этого и авторы «Багратиона». Значительная часть действа отведена неудачной любви генерала и принцессы, их печальным диалогам, вздохам-взглядам и расставанию. Девочкам должно понравиться. Хотя те, кто что-то знают о княжне Екатерине, могут сказать: не похожа, не такая. Ну и ладно. Мы за княжну не отвечаем, нам, мальчикам, война больше княжон нравится.
И война в фильме таки есть! Причем достаточно масштабная. Сегодняшний российский кинематограф не готов к такому размаху даже при рекордных бюджетах «Викинга» — там печенежскую орду, состоящую, правда, из конного взвода, двумя парами горящих колес от Киева (который тоже больше на вонючую деревушку смахивает) отгоняют. И всё!
В советском «Багратионе» не так. Здесь как начинают маршем к Неману плотных колонн наполеоновой пехоты, так и продолжают вплоть до Бородина. Да, замах послабее, чем в «Войне и мире», но тоже ничего, впечатляет. Пушки рычат огнем и дымом, солдаты бегут с криком «ура», конница ложится под картечью рядами – в общем всё выглядит нормально.
«Нормально», а не «блестяще» или «отлично», скорее, потому, что по нынешним критическим нормам здесь слишком много условности. Знатоки отметят, что и пехота не так должна идти в наступление, и конница как-то не так скачет, и сам Багратион куда-то летит на коне. Всё так, всё можно покритиковать. А можно и не критиковать, а просто любоваться.
Впрочем, именно здесь замечу, что любоваться лучше с привлечением другой версии фильма. Не той, что приложена к этой страничке. Эта версия оцифрована с какой-то совсем уж плохой пленки. Темно, мельтешат побитости пленки, царапинки какие-то. Впрочем, если многие у нас терпят экранки, смогут одолеть и этот файл. Но лучше всё же порыться в сети и посмотреть более качественное видео. Найти его нетрудно.
А когда посмотрите, сможем обсудить достоверность изображения Наполеона. В «Багратионе» он далек от романтического идеала, скорее, злодей, чем герой. Или Кутузова. Как бы ни был спорен созданный образ, но в исполнении Михаила Кузнецова есть что-то основательное, крепкое. Тут вообще присутствует та самая советская актерская школа с тщательной проработка персонажей, которой так не хватает сегодняшнему российскому кино. Да, вот так вот – Грузия-фильм, старое кино, но еще и сейчас даст сто очков вперед самым расхваленным нынешним киношникам.
Скачать фильм
Файл avi, 1,44 ГБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин