КАРЛ ВЕЛИКИЙ — РЕЦЕНЗИЯ
Фильм «Карл Великий» (1993) редкий пример кино о жизни этого известнейшего правителя средневековья. Книг о Карле выходит много. Например, у нас представлена отлично подходящая для начального знакомства книжка Анатолия Левандовского «Карл Великий». А вот с соответствующими фильмами императору, вернее, современному зрителю не повезло. Их очень мало.
В чем причина? Трудно сказать однозначно. Может быть, дело в непривлекательности эпохи? Но в последнее время мы наблюдаем буквально взрывной интерес кинодеятелей, например, к викингам. То есть к тому же IX веку.
Можно предположить, что проблема в самом Карле. Точнее в национальной идентификации этого короля и императора. Для французов он слишком немец, а для немцев слишком француз. Соответственно, кто готов взять его на свой флаг? Кто будет строить национальную мифологию на этом фундаменте? Как, например, мы строим ее на первых Рюриковичах. Или поляки на Пястах.
Но как бы то ни было, а в 1993 году совместными усилиями Франции, Италии и Германии снят трехсерийный фильм «Карл Великий». В какой-то степени набор стран-создателей правилен и символичен. Зародыши именно этих трех государств возникли на основе самых больших осколков империи Карла.
Фильм получился хотя и протяженный во времени (добрых 4,5 часа хронометража), но по телевизионному бедный в отношении съемок. Большая часть сцен камерные. Действия их происходят в помещениях или в очень ограниченной локации без существенной массовки. Крупных боевых действий не показывают. Историческая достоверность локаций или зданий тоже весьма условна.
И тем не менее фильм прекрасно подходит для знакомства с личностью и основными событиями правления Карла Великого.
Далее мы пробежимся коротенько по содержанию всех трех серий и выделим некоторые мысли, рожденные просмотром у автора рецензии фильма «Карл Великий».
1 СЕРИЯ
Первая серия охватывает события от смерти короля Пипина Короткого до покорения Карлом королевства лангобардов. Технически это всего шесть лет, 768-774 гг.
В силу относительной краткости периода эта часть получилась наиболее вдумчивой, спокойной и развернутой. Это позволило авторам более-менее внятно представить основных действующих лиц. В остальных сериях можно уже не сосредотачиваться на раскрытии характеров, но просто гнать историю вперед и в шею.
Самым главным героем трехсерийной саги, естественно, является Карл. Портретного сходства за отсутствием исторически достоверных портретов добиваться не нужно. Поэтому можно сделать упор на актера красавчика с завораживающими женщин мускулами. Демонстрируя их Карл будет частенько по ходу фильма плавать с воем дворцовом бассейне.
Начинает он, как и положено, легкомысленным вьюношем, предпочитающим избегать скучных дел правления. Уж лучше скакать по лесам с кучкой таких же безалаберных ровесников, охотиться, пить-гулять, портить крестьянских девок. И если бы не мать Большеногая Берта, черт бы его знает, чем бы кончил Карл-тогда-еще-не-Великий.
Королева Берта – второй ключевой персонаж фильма. Всю первую серию она крепко держит дела государства в своих руках. Да и не только всего государства, но и личные дела своего непутевого старшего сына. Именно она тасует его пассий, подбирает новых жен, отправляет старых в монастырь. Крепкая баба.
В первый период Карла поджидают два главных конфликта. Первый – конфликт с младшим братом, унаследовавшем половину королевства. Мать, надо сказать, сразу стоит на стороне более легкомысленного старшего. При младшем ей бы не удалось развернуться. Тот зараза умный, он к делам не подпустит. Но чаша с ядом, как это повелось у королей, легко может устранить все династические проблемы.
Второй конфликт, на котором фокусируются авторы фильма, отношения с королевством лангобардов, что в Италии. Разменной монетой тут вылезает еще и папский престол, за контроль над которым и ведется финальная война. Не будет спойлером сообщить, что Карл одержал в ней победу. Иначе бы он не носил имя «Великий».
2 СЕРИЯ
Во второй части с еще большей ясностью обнажается условность экранных событий. Это дело присутствует еще и в первой части, но там хотя бы камера не мечется так широко: между Францией, Испанией и Византией.
Фильм напичкан сценами, в которых определенные исторические персонажи произносят определенные речи. Смысл этих диалогов-монологов отнюдь не в достоверности, исторической или психологической. Их смысл в том, чтобы максимально упрощенно и понятно для неподкованного в истории зрителя дать понятие об исторических событиях.
Папа римский произносит речь, из которой следуют коварные цели римского престола, цели, вытекающие из необходимости балансировать между несколькими политическими силами тогдашней Европы.
Византийская императрица Ирина, возлежа на ложе, втолковывает своему агенту план ниспровержения, возможно, даже убийства чужими руками Карла, который становится опасным конкурентом в этом тесном мире.
И так далее и тому подобное. Еще раз повторю: диалоги и эти сцены в целом следует воспринимать как условные интерлюдии, как авторские пояснения, но уж точно не как исторически достоверные события.
Центральными конфликтами второй серии будут известный по «Песне Роланда» поход франков в Испанию и многолетняя война с саксами.
Именно здесь произойдет самая масштабная боевая сцена всего фильма – сражение в ущелье Пиренейских гор, истребление арьергарда Роланда. И в этой сцене как нигде выходит наружу скудость бюджета. Всё-то в этой сцене мелкое и какое-то недостоверное.
Кстати, малый масштаб столкновения – несколько десятков человек в кадре – еще мог бы иметь какое-то отношение к истории. В конце концов, историки до сих пор ведут споры относительно численности войска франков. Но вот сама постановка боя – это игра, это постановка только ради того «чтобы было». Денег, видимо, не хватило на настоящих каскадеров, на долгий процесс съемки достоверных, а не картинных схваток. Да и экипировка воинства франков более чем условна.
Что касается саксов, то и эти сцены оставляют неприятный осадочек. Да, если их тоже воспринимать как дежурные, как необходимые для того «чтобы были», то ноо вроде бы и ничего. Но логической или психологической (не говоря уж об исторической) достоверности тут и не ночевало.
Полным финишем уже является сцена встречи Карла и Видукинда. Тут авторов потянуло на какой-то излишне театрализованный драматизм, и они полностью утратили связь с реальностью.
3 СЕРИЯ
В третьей серии продолжаются мелкие дрязги. Король Карл ходит по Западной Европе и поражает изменников. В его отсутствие в столице происходит попытка усадить на трон вместо отца сына.
Да, кстати, о столице. Как известно из истории, Карл нигде особенно долго не заживался. Разве что в поздний период правления он предпочитал Ахен. Нов фильме всё упрощено с точки зрения удобства съемок и дрессировки зрителя. Если уж показывают как бы столицу Карла, это всегда одни и те же декорации. Действительно, так и снимать дешевле, и зритель быстро схватывает где и что происходит.
Центральным событием всей серии становится борьба за папский престол, бегство из Рима папы и обращение его за помощью к Карлу. Карл, естественно, идет в Рим и… да-да, конечно, серия как весь фильм завершается сценой коронации его императорским венцом.
Здесь, ближе к концу фильма авторы спохватываются и вспоминают, что по сути у них ведь прошло уже тридцать лет событий. Пора бы хоть немного состарить отдельных персонажей. Прежде всего, главных – Карла и Берту. Сделано это конечно с запозданием и без особой достоверности, но и на том спасибо.
Итого мы имеем относительно дешевый условно исторический фильм о Карле Великом. Все основные события его правления в нем отражены. Но фильм грешит массой упрощений и условностей. Если вы готовы притерпеться к этому, то получите неплохую видео-иллюстрацию книги Левандовского «Карл Великий». А связка книга плюс фильм – это крепкая штука.
Скачать фильм
Файл avi, 1,47 ГБ
Файл avi, 1,43 ГБ
Файл avi, 1,46 ГБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин