«Бункер», шнапс и Лиза Боярская

фильм бункер

ОТЗЫВ НА ФИЛЬМ «БУНКЕР»

Я часто смотрю фильмы с большим опозданием, спустя годы и годы после их выхода. Порой вот хвалят фильм, рекомендуют, а я все никак не соберусь. И зря конечно. Точно так же зря раньше не запускал германский «Бункер». Говорить, о чем этот фильм, наверное, бессмысленно, все знают — о последних днях жизни Гитлера в подземном бункере в апреле 1945 года.

Фильм понравился очень. Конечно, я много читал об этом. Оказалось, что одно дело книга и совсем другое — толковая талантливая видео-иллюстрация к ней. Само собой, фильм художественный, авторы имеют право как на свою трактовку событий, так и на свое видение персонажей.

И ничего, по мне и трактовка сойдет, и персонажи получились отличные. Среди них я бы даже отдал первое место не самому Гитлеру, а жене Геббельса. Актриса сыграла настолько талантливо, что у меня руки чесались ее придушить (в хорошем смысле этого слова, если он есть).

Актерская игра в фильме вообще на редкостной высоте. Тут, что называется, «верю». Верю и в этакого Гитлера добрячка-старичка, «дедушку Адольфа», отечески относящегося к молоденькой секретарше и тут же впадающего в истерию, изрыгающего проклятия на своих генералов, а потом впадающего в прострацию.

Верю в фанатика Геббельса и еще большую фанатичку его жену, валяющуюся в ногах у идущего на самоубийство Гитлера. Верю в генерала Вейдлинга, военного до кончиков ушей, способного лишь выполнять последний приказ вне зависимости от его смысла и разумности. Верю в мобилизованных сопляков с фаустпатронами, верю в зверствующих на развалинах города эсэсовцев, даже в советских солдат верю.

Фанатизм, какая-то нереальная преданность отдельных людей Гитлеру ставят в тупик. Перестаю понимать людей. Не поверил бы, если бы так оно на самом деле не было. По последнему слову уже умершего фюрера они способны не только продолжать сеять вокруг себя разрушение и уничтожение всего живого, они способны даже покончить с собой. Массовое сумасшествие просто какое-то. Это все очень остро обыграно в фильме.

Кому-то может показаться, что «Бункер» недостоин внимания, так как показывает и Гитлера и его окружение людьми. Мол, нечего про этих зверей фильм снимать. Глупости. Во-первых, что ни говори, а были они самыми натуральными людьми (что там у них с головами — разбираться психологам и психиатрам).

Во-вторых, приговор нацизму выносится однозначный: эти поганцы не только уничтожали окрестные народы в течение нескольких лет, они с удовольствием поставили на грань гибели и свой народ, так веривший им. Если бы они смогли, они утащили бы его с собой в могилу. Но и среди этих негодяев оказались все-таки люди, способные хотя бы под занавес подумать о том, к чему все это ведет или уже привело.

Возможно, фильм слегка затянут — два с половиной часа действия, отнюдь не наполненного экшном. Деталям отводится много места. Скажем, сцена убийства женой Геббельса своих детей. Ведь показаны подробно все ее движения, убийство каждого из детей. То же с многочисленными сценами приветствия или прощания Гитлера — обязательно покажут, как он жмет руку каждому. Думается, чтобы не подвешивать действия, кое-чем можно бы и пожертвовать.

фильм бункер

КИНО, ШНАПС И ЛИЗА БОЯРСКАЯ

[Вспоминая старинный нехитрый приём ещё начинающего писателя Лукьяненко в его «Дозорах»: запускаем Rammstein, их песню «Frühling in Paris», и ищем в ней смысл, более потаённый и развратный, нежели очевидный май-июнь 1940 года. 🙂 . Если сможете — поделитесь.]

Уважаемые ценители и непрофессиональные но отважные любители кино. И не просто кино, а кино хорошего. В том числе, исторического, военного, военно-исторического, и прочая, и прочая.

Задумывались ли вы, обращали ли внимание, что в небезызвестном, пусть небесспорном, но пробирающем до печёнок, немецком художественном фильме «Закат» («Der Untergang»), у нас известном под наименованием «Бункер»; фильме, повествующем о последних днях и агонии населения «фюрербункера»; фильме, сцена с беснующимся Гитлером из которого (в исполнении Бруно Ганца), разошлась по всему интернету «на мемасики»…

В фильме, что сняли современные «кающиеся» немцы про своих «нераскаявшихся» дедушек (все они, немецкие дедушки-прадедушки, кто ещё жив, были призваны в ряды вермахта в сорок четвёртом, и потому, не стесняясь, заявляют теперь – «я просто защищал фатерлянд», не заостряя вопрос на своих отцах, дядьях и старших братьях, успевших позаниматься в рамках Второго (Гитлеровского) Евросоюза в других странах кое-чем другим, нелицеприятным)…

В общем, обращали ли вы внимание, что в этом самом, разноплановом, фильме «Бункер», эпизодическую роль третьего плана, роль немецкой медсестры, (в фартучке, в чепчике), сопровождающей своего шефа, штандартенфюрера СС Гюнтера-Эрнста Шенка, на приём к фюреру; роль медсестры, боготворящей вождя и экзальтированной донельзя, до истерики, исполняет Елизавета Боярская?
Точно не обращали внимания, нет?

фильм бункер

Гельмут Вейдлинг, Елизавета Боярская и Эрнст-Гюнтер Шенк. Её первая роль в кино, две тысячи четвёртый год, девятнадцать лет. Именно так. До отечественно-кинематографического соревнования с умницей-красавицей Анной Ковальчук за адмиралЪа-Хабенского ей осталось ещё четыре года.

Ан вон оно как было-то. Продавил шляпоносный папа девятнадцатилетнюю дочурку в «международный» фильм. Благо, снимали фильм на его, шляпоносной, территории. В Санкт-Петербурге.

А вы как думали? Зря, что ли, так знакомы нам эти здания, эти чугунные решётки, эти мосты, эта обстановка и антураж.

Если копнуть глубже и присмотреться, то все полфильма, и полбункера, снимали в нашем, дветысячичетвёртом Санкт-Петербурге. Что наводит на не самые приятные параллели.

Причём, архитектурным антуражем дело не ограничивалось.

фильм бункер

Вы думаете (да и в фильме показывалось в этом смысле), что это позиция натуральной ахт-комма-ахт? Нет, это не немецкое 8,8-см порождение якобы «нейтральной» Швеции. Это отечественная 85-мм зенитка 52-К. Просто её покрасили в немецкий танковый «гельб».

Эх, киношный Берлин сорок пятого не был бы Берлином сорок пятого, если бы он не был Петербургом четвёртого.

фильм бункер

Ладно, домА — весь фильм отлично видна наша, питерская, архитектура. Но и специальное построение сцен и кадров…

Перевёрнутая пушка слева в кадре — явная 57-мм ЗиС-2 послевоенной модификации (уж боюсь представить, какую именно фантастическо-кинематографическо-условную «панцерабверканоне» она изображает. Или простую, реальную, 7,5-cm PaK-40?). А на нас, по питерской набережной (Фонтанка?, Мойка?, надо приглядеться), едет и стреляет ожидаемый и логичный Т-34-85.

Боюсь, не только полфильма снималось в Питере, не только некоторые 19-летние девочки-Лизобоярские получили свою роль благодаря своему шляпоносному папе… Присмотрись к фильму, и многие «немецкие» третьестепенные роли исполняют «наши», дешёвые, актёры. Это в немецком фильме-то. Про майский Берлин. Позор, конечно, немчуре…

Но… Есть одно лицо…

фильм бункер

Эх, снять бы штальхельм, распустить косички… Прямо моя школьная безответная любовь мечта-одноклассница, в старших классах. Одно лицо, один в один. И даже того же цвета блондинка…

И как драматично её персонаж в кино раскрылся (и закрылся). До дрожи. Сильная, сильнейшая сцена.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин

Андрей Гузенко (Erofey)

Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года

Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ