РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ДЕВЯТАЕВ»
По материалам журнала Ерофей и его заметки
«Ты не Родину предал, ты меня предал» (с) «Девятаев»
«Ошибки надо прощать, а подвиги помнить» (с) «Девятаев»
«Благодаря вывезенным Девятаевым документам мы запустили человека в космос» (с) финальный титр «Девятаева»
«Приказ 270!, Приказ 270!!!, ПРИКАЗ 270!!!» (с) весь фильм «Девятаев»
Всё-таки молодцы наши киношники, научились снимать кино!
Если раньше после просмотра такого «современного фильма» (я имею в виду условное «кино про войну») было ощущение, что тебя просто окунули по маковку в выгребную яму, то теперь нет. Теперь киношники работают тоньше.
Аккуратно кормят тебя дерьмецом с ложечки. И сахарком визуальных эффектов присыпают. Дерьмо, правда, при этом остаётся дерьмом.
Книгу Михаила Девятаева «Побег из ада» я читал ещё в детстве. Собственно, она и была написана в стилистике «для подрастающего поколения». (В отличие от книги «Родина зовёт» Ивана Кривоногова. Желающие могут ознакомиться с рецензией и пояснениями здесь). Потому, кроме общеизвестной канвы событий, каких-то особых подробностей не помню, забыл. Удивительно, но затык с штурвальчиком триммера руля «Хейнкеля» – это всё, что из подробностей в памяти отложилось.
И специально ничего не читал, чтобы освежить. Наоборот, настроился воспринимать новый фильм не как «экранизацию реальных и известных событий», а просто как «кино, авторское произведение искусства». Соответственно, на фильм шёл принципиально непредубеждённым, не глядя на рекламу, трейлеры и прочее. Давал все шансы. А что получил?
А получил кино, которое вроде простое и развлекательно-приключенческое по форме, но пытается всеми правдами и неправдами вывалить на зрителя заодно и тонну «политоты», «авторского видения и отношения» и «свежего взгляда на старые проблемы».
Нет, не в виде «немцы тоже люди». И даже не в виде «один самолёт на троих, лётчиками завалили». А в виде предательства и ненависти к своей стране, которые идут лейтмотивом через весь фильм.
Будь фильм просто про «сферические приключения в вакууме», про полный «напряжённых моментов и неожиданных поворотов» побег советских военнопленных из немецкого концлагеря на захваченном немецком бомбардировщике – я бы и слова не сказал против. Пусть «в реальности было не так», пусть нелогично, пусть не исторично, пусть. Это кино, в конце концов.
Но нет, создателям этого показалось мало. И избежать соблазна поплеваться в наше «проклятое прошлое» они не смогли. Причём плевались так, что чем больше времени проходит после просмотра, тем лучше вспоминаются именно «плевки» а не само действо.
Даже возникает вопрос – а чего все эти заключённые концлагеря, пленные, бежали-то? Если дома им всем так плохо было?
Кстати, в группе, готовящей побег, имеется традиционный «невинно осуждённый советской властью», пострадавший ни за что и «отправленный на Колыму». (Правда он «человека случайно убил», но это так, ерунда, как можно за такую мелочь в тюрьму? Советская власть поступила несправедливо! А вот немцы, которые военнопленного превратили в раба-смертника – они справедливы. Ага).
Пресловутый «Приказ 270» поминается чуть не через слово. И именно под тем соусом, что вот мы (или «вы», когда другие говорят) попали в плен – и всё, теперь для своей страны однозначные предатели, сначала расстреляют, а потом отправят в ГУЛАГ. Ничего хорошего нас не ждёт и всё такое.
Не спорю, со сдавшимися в плен у нас палку перегибали, но вообще-то этот приказ был именно про трусость и дезертирство в бою, перед лицом врага. И нацелен был на командиров и политработников, а не на рядовых. (Кстати, приказ августа 1941 года, и подавать его в сценке конца 1944-го как «А вы не знали? Вот что вас там ждёт!» — это откровенно глупо).
Весь фильм зрителю основным конфликтом преподносят не схему «простой советский человек против безликой и бездушной машины уничтожения», а «киношный няшный Миша Девятаев против своего няшного бывшего сослуживца Коли Ларина» (целиком выдуманный персонаж). Который перешёл на службу врагу всем сердцем, душой и своим гнилым ливером.
И весь фильм киношный Девятаев уговаривает этого Колю (который вроде не из Уренгоя), щеголяющего в приталенной униформе «от Хьюго Босс», да со свитерком крупной вязки, да с кожаной курточкой, да с нашитыми серебром черепушками и адлерами, да с рантом и кантом, да с лихо заломленной фуражечкой, передумать и вернуться в родные пенаты. Мол, там поймут и простят. И папа. Папа-то твой не знает, что ты, сука, Родину продал за «баварское», и я ему не скажу. И всё будет зашибись.
Сдаётся мне, при первой встрече в вербовочном центре, реальный Девятаев такому «другу Коле» в морду бы дал, а не полез обниматься, со слезами счастья и радостными повизгиваниями.
«Друг Коля» вообще вербует советских пленных лётчиков работать на немцев. И риторика его сводится к «хотите снова в небо, хотите снова летать, хотите снова быть нужными – переходите к нам». Вот тут-то антисоветские высказывания, которыми просто набит весь фильм, были бы к месту – но именно тут их и нет. Получается, боевым лётчикам всё равно, на чьей стороне летать и в кого стрелять, им лишь бы самолёт? Н-да.
Кстати, сцены вербовки поданы так, что зритель понимает – Девятаев чуть было не согласился. Вербуемых с каждым разом всё меньше и меньше, несогласные уже в лагерях. А Девятаев всё торчит в классе, слушает с упоением «друга Колю».
Более того, после угона «Хейнкеля», на перехват высылают именно Колю. Который натурально чуть не сбил угнанный самолёт. Так яростно и с остервенением сбивал, что даже на таран пошёл, по исчерпании боеприпасов. А Девятаев всё уговаривает его вернуться. Коля ему всё друг. И типично киношная, откровенно слезодавильная сцена, в которой мы должны оступившегося Колю пожалеть, имеется во весь рост. Не знаю, не знаю, лично мои эмоции были – «получил, гнида?!».
(Вопрос, кто вообще доверил «руссиш ферфлюхте швайн» «сто девятый», мы опустим. Как и вопрос, почему немцы с ним не только говорят как с равным, но и носятся, как дурак с писаной торбой).
«Друг Коля» это, так сказать, эмоциональный полюс фильма. А по хронометражу вторым героем после Девятаева идёт нет, не Иван Кривоногов, лидер и организатор побега, а один из участников, Владимир Соколов. Которого тут сделали капо. Который распоряжается в концлагере чуть не как у себя дома. (Да, реальный Соколов знал немецкий, потому был у капо в подручных, но не более того).
Если подумать, реальный капо замарался бы так, что даже в случае побега его бы точно «не простили». А тут Соколов носится только с группой, готовящей побег, и никакими другими делами не занимается. Нам даже не показали, за какие такие заслуги он в капо попал. Сложилось ощущение, что он искренне служит немцам за паёк, но при этом, зачем то, готовит побег.
Впрочем, расписывать все «прелести» фильма можно долго. Можно даже упомянуть, что хотя бы «визуальная составляющая» на уровне. Да и концлагерь не подан, как курорт. Пусть заключённые занимаются непонятно чем, но хотя бы показали, что там им, мягко говоря, не сладко живётся.
Но все немногочисленные «плюсы» разбиваются об мерзотнейший привкус, который остаётся после просмотра.
Разочарование от подобных фильмов бывает разное. Скажем, после «Подольских курсантов» впечатление – хотели как лучше, но не смогли, ладно уж. После «Девятаева» выходишь из зала кинотеатра как оплёванный.
Свои рублики я создателям фильма занёс, чем, надеюсь, спас вас от подобных действий — и хватит. Идти в кино на этот фильм не надо.
PS. Лучшее, что есть в фильме – это песня «Любимый город» в исполнении Тилля Линдеманна из Rammstein. Почему? Потому что её там нет.
Хотите посмотреть «Девятаева» — посмотрите клип (он с кадрами из кино), в котором немец поёт русскую «военную» песню. Это получилось на порядок лучше, чем у современных русских киношников.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Андрей Гузенко (Erofey)
Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.
Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com