ЕГО БАТАЛЬОН – КНИГА
«Все мы вышли из бондаревских «Батальонов» — эта фраза Василя Быкова применительно к его собственной повести «Его батальон» (1975) имеет буквальный смысл. Здесь усилена намеченная Юрием Бондаревым тема человечности на войне, ответственности командира за жизни солдат, соотношение цели и цены победы.
Ранняя весна 1943 года, где-то на Западном фронте (или на Калининском, или на Брянском – где-то вдали от громких событий вокруг Сталинграда) тоже идет наступление. Батальон капитана Волошина в течение двух недель потерял две трети состава. Осталось «76 человек на довольствии».
Действие повести охватывает всего-то сутки, даже чуть меньше. Всё начинается вечером дня после наступления. Батальон замер на подступах к высоте 65,0. На высоте окапываются немцы. А Волошин скрежещет зубами: эх, надо было ее брать с ходу, завтра окопаются – не выбьешь.
И накаркал. На КП батальона заявляется анонимный (для читателя) генерал (я думаю, из штаба армии) и приказывает: «Высоту взять. Атака в 6.30 утра». С этого момента время для Волошина начинает стремительно сжиматься.
Не буду говорить, что персонажи типовые. Начать хотя бы с самого Волошина. Настоящий «батяня-комбат», кровью, ДНК сросшийся с батальоном, переживающий потерю каждого старого бойца. Достаточно интеллигентный, с подчиненными на «вы», без матюков. В общем, он сразу располагает к себе.
Командир полка майор Гунько – один из персонажей, призванных встать по ту сторону человечности. Этакий Дроздовский («Горячий снег») или Иверзев («Батальоны просят огня») из книг Юрия Бондарева. Служака типа «вынь и положь», «начальство приказало – остальное меня не волнует», «веред, только вперед». И матюками, матюками подчиненных.
Или начальник штаба батальона старший лейтенант Маркин. Вроде бы нормальный мужик. Покуда не получил власть. Злость на то, что по звездочкам на погонах его давно обошли однокашники (ему пришлось помотаться в окружениях), стремление выслужиться, не задумываясь выполняя приказ, не считаясь с жизнями.
Три командира рот, командир приданной батареи, ординарец Волошина, телефонист, ППЖ (походно-полевая жена) одного из ротных – удивительно, как мало времени (меньше суток) и какое количество совершенно разных героев успевает развернуть Быков. Во всех подробностях их характеров. Талант.
Книга делится примерно пополам – подготовка к атаке, сама атака. В первой части есть место сомнениям, размышлениям Волошина, разговорам «по душам» (хотя комбат так и не раскрывает до конца душу перед подчиненными, только перед читателем), ругани с начальством.
Да и как тут не ругаться? У приданной батареи только по десятку снарядов на орудие. Ну да, позже подкидывают еще по паре десятков. Но наступать с такой «артподготовкой»? Да лучше вообще без нее. Однако начальство «любит побольше шума, грохота».
Майор Гунько выматывает душу, наседая по телефону, насылая своих посланцев «в помощь руководству атакой». Комбату приходится бежать от «помощников» в роты.
К «76 на довольствии» присылают еще 92 человека пополнения. За несколько часов до атаки. И кого? Узбеков, не владеющих русским языком.
Генерал, пользуясь властью, конфисковал у комбата немецкую овчарку, верного друга, батальонного любимца Джима. Бесправный перед начальством капитан молча отдает собаку.
И выматывает всё это из него душу, вытягивает, бьет по нервам. Но Волошин остается человеком, он не срывается на подчиненных, он рискует служебным положением, нарушая приказ.
И апофеоз – отстранение от командования батальоном в разгар боя. Батальон, попавший в руки старшего лейтенанта Маркина, вот-вот погибнет. Волошин может остаться в блиндаже, может уйти от немецких пуль и снарядов в тыл, но он возвращается к батальону и доводит его до победы. В данном случае до вершины высоты.
Какой тут накал чувств, мыслей. Сколько всего пережито читателем всего за один боевой день батальона Волошина, штурмующего высоту. А сколько еще тех высот у него впереди.
Критики последних лет модно ругают книжку (основываясь чаще всего на фильме) за чернуху на Красную Армию, дескать, опять тупые командиры гонят солдат на убой. Нет. В книге оценка командиров и их действий не такая чернушная. Всё-таки, если задуматься и посмотреть на итог, задача оказалась решаемая – высота взята. Майора Гунько с командования полком сняли. Волошина не только восстановили, но, если судить по финальной справке, дальше продвигали по службе.
С другой стороны, автор отнюдь не занимается обобщениями. Он пишет о частном бое одного из тысяч советских батальонов. И, самое главное, отмечает зависимость солдатской судьбы от ума, совести и человечности отдельных командиров.
Человечность – самое важное, что есть у Волошина. То, чего не хватает Гунько или Маркину. Как одну из важнейших мыслей писателя выделю:
«Шла война, гибли сотни тысяч людей, человеческая жизнь, казалось, теряла обычную свою цену и определялась лишь мерой нанесенного ею ущерба врагу. И тем не менее, будучи сам солдатом и сам ежечасно рискуя, Волошин не мог не чувствовать, что все-таки самое ценное на войне – жизнь человека. И чем значительнее в человеке истинно человеческое, тем важнее для него своя собственная жизнь и жизни окружающих его людей. Но как бы ни была дорога жизнь, есть вещи выше ее, даже не вещи, а понятия, переступив через которые человек разом терял свою цену, становился предметом презрения для ближних и, может быть, обузой для себя самого».
Отличная книга, классика и основа военной лейтенантской прозы.
ЕГО БАТАЛЬОН – ФИЛЬМ
В 1989 году «Беларусьфильм» снимает по повести Быкова кино «Его батальон». Времена перестроечные, шел пересмотр оценок разных аспектов Великой Отечественной войны. Настроенные предубежденно зрители в фильме находят то, чего, на мой взгляд, в нем нет. А есть только воспроизведение литературного текста. Достаточно сказать, что автором сценария является Василь Быков, автор повести.
Режиссером фильма выступил Александр Карпов, снявший один из моих любимых фильмов о войне «Долгие версты войны». И там тоже сценаристом был Василь Быков, автор литературной основы.
Благодаря сценарию, режиссеру, оператору (половину фильма нужно снимать в темноте, выставлять приемлемое освещение) и хорошему актерскому составу фильм удался. Жалуются, что ему хватило батальности. Но, во-первых, ее ровно столько, сколько в книге. Бой здесь показан не с вертолета, а глазами рядового бойца из окопа или воронки. Во-вторых, в советском кино традиционно сильной стороной были человеческие чувства, а не батальность.
Зато актеры, я бы сказал, сыграли ровно тех людей, какими я их представлял по книге. Здесь нет звезд первой величины, но есть крепкие трудяги сцены или съемочной площадки.
Я мало где еще встречал Виталия Зикору, играющего капитана Волошина. Но комбата он сыграл отлично. Не только словами, криком в бою, задушевными беседами о Есенине. Одна из сложнейших сцен – сидение в блиндаже, когда Волошина отстранили от командования, а батальон погибал на склоне – сыграна даже лучше, чем написано Быковым. Весь спектр эмоций, мыслей, переживаний, желание жить и нежелание жить без погибающего батальона – здесь есть всё.
ППЖ комроты, санинструктор Веретенникова молодая тогда еще Любовь Германова, ныне являющаяся безымянной труженицей дубляжа. Ее голосом, например, говорит Сара Коннор в последнем (надеюсь, последнем) «Терминаторе». Здесь звезд с неба не хватает, но и борозды не портит.
Борис Руднев (Маркин) и Вадим Яковлев (комроты Кизевич) пришагали в «Его батальон» из «Долгие версты войны». Одним этим объясняется мое к ним хорошее отношение. Несмотря на то, что персонаж Руднева не сдал экзамен на человечность.
С другой стороны, на войне, где гибнут «сотни тысяч людей», на одной человечности не выедешь. Волошин, конечно, ставит верные вопросы. И про разведку, и про фланг, и про снаряды. Но сам же отмечает другую сторону: не возьмем высотку сейчас, через три дня брать ее придется куда большей кровью. Эта мысль, это его согласие с выводом косвенно оправдывает и генерала, и Маркина. Да и комполка Гунько.
Здесь еще важно отметить, что ни один из условно (только условно!) отрицательных персонажей не может быть обвинен в личной трусости. Да, кто-то из них может оказаться не на своем месте, получить должность не по способностям, но тянет ее как может.
Волошин примирительно рассуждает: «люди в жизни все разные, разными приходят на фронт. А тут вдруг ко всем одни требования, и, конечно, не все им соответствуют. Надобно время притереться, а времени-то и нет. Вот и получаются… несоответствия». Формально он говорит это о рядовых бойцах из пополнения, но скорее мысль относится к командирам. Или и к командирам тоже.
Единственный момент в фильме, который царапнул лично меня – это финал. И книга, и кино заканчиваются сценой похорон в братской могиле. Но! Кино на этом обрывается, оставляя чувство горечи потерь, желание назвать виновных в гибели именно этих людей именно на этом склоне.
Книга имеет крохотное продолжение с мыслью о Человеке, упоминанием о том, что немцы всё-таки вышиблены из этой траншеи и последними словами «Война продолжалась». Некогда стоять над могилами павших, нужно идти вперед.
Скачать «Его батальон»
Файл fb2, 620 КБ
Файл avi, 1,46 ГБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра