МРАМОРНЫЙ ВЕК — СТРАТЕГИЯ
Игра «Marble Age» (или «Мраморный век») выглядит довольно простенько. Так сказать, низкобюджетно. Однако при этом разработчиками заложена крепкая основа, позволяющая оценить «Мраморный век» как очень крепкую стратегию. Идеальный баланс, тонкая настройка, многомерность путей развития и достижения победы, элемент случайности – всё, что нужно для прокачки мозгов долгими вечерами.
Сюжетно и идейно «Marble Age» является продолжением чуть более ранней игры «Pre-Dynastic Egypt». Признаться, прогнав кампанию в ту относительно неплохую, но не хватающую с неба звезд, игрушку, я не испытывал большого желания обратиться к обновленной версии. И зря. Продолжение показало, что авторы не замерли на месте и не принялись клонировать продукты, ограничиваясь только сменой сюжета. «Marble Age» умудрился затянуть старого любителя стратегий не на один вечер. Раз за разом жал на кнопку «Начать с начала», не удовлетворенный текущим прохождением. Да неужто эта простая игра мне не по зубам?! А ну, еще разок! Вот в принципе и оценка игре. Дальше пойдут детали.
Строго говоря, «Marble Age» — это пошаговая стратегия на древнегреческую/византийскую тематику. Игроку предстоит провести через несколько тысячелетий (3000 г. до н.э. – 1000 г. н.э.) одну из двух держав – Афины или Спарту. Впрочем, счет времени тут выглядит как в «Цивилизации», то есть интервал шага всё уменьшается и уменьшается. Соответственно, на дремучую древность приходится лишь небольшая часть из приблизительно 300 ходов полной кампании.
Как утверждают разработчики, чтобы противостоять трудностям истории вам придется:
- управлять ресурсами и рабочими
- развивать технологии
- отстраивать деревню в крупный мегаполис
- разведывать и колонизировать мир
- вести переговоры, торговать и воевать
И это всё чистая правда. Непосредственные действия игрока сведутся к нажиманию на пиктограммы, на всякие там картинки. Никакой мельтешащей графики. Только суровый карточный интерфейс. Сиречь, строгая стратегия, без современных наворотов. Ничто не будет отвлекать нас от строгого планирования.
МУДРОСТЬ АФИН
Как мы уже отмечали для выбора доступны две фракции – Афины и Спарта. Игра за Афины включает в себя небольшой обучающий Пролог. За Спарту лучше садиться, уже хорошо разобравшись в тонкостях игры. Эти две кампании не повторяют друг друга. Как стиль игры, так и сценарные цели, задания, стартовые позиции заметно различаются. Так что всласть наигравшись за Афины, всегда можно продлить удовольствие, подняв спартанский щит.
Разбор некоторых подробностей кампании предлагаю провести на примере Афин. Эта фракция имеет бонус к науке и дипломатии и штраф к армии (Спарта, соответственно, наоборот). Жмем «Начать игру» и оказываемся в экране нашего города. Впрочем, в 3000 г. до н.э. на месте города квакают лягушки (в буквальном смысле – там нарисовано болото и подпрыгивает лягушка).
Ну что ж, значит надо освоиться с имеющимися ресурсами и наладить производство новых. На главном экране вы увидите шесть типов ресурсов:
- Люди
- Производство
- Культура
- Корабли
- Армия
- Золото
Ниже мы подробнее разберем, что здесь к чему и как влияет на игровой процесс.
Итак, люди – наш самый ценный и важный ресурс. Как известно, кадры решают всё. Именно люди производят все остальные пять видов. Без людей у нас не будет вообще ничего. Даже просто проживая в нашем поселении/городе, люди уже вырабатывают Производство, Культуру и Золото. Для того, чтобы росло население, его нужно обеспечивать едой. Соответственно, первое здание, куда мы будем отряжать людские ресурсы – это фермы.
Впрочем, поначалу «ферма» звучит слишком громко. Авторы не поленились и даже в этой примитивной графике отразили ход прогресса от собирательства к садоводству, огородничеству, запашке полей и так далее. Больше еды – больше людей. Больше людей – выше выработка всех ресурсов.
Хотя не так всё просто. Город ведь имеет весьма ограниченную вместимость. И чтобы поселять нарождающееся пополнение, нам потребуется возвести ряд построек. Вроде домов, колодцев, фонтанов и так далее. На строительство всего этого великолепия требуется ресурс Производство. То есть обычные и хорошо знакомые по другим стратегиям «молоточки».
«Молоточки» в какой-то степени вырабатываются и просто живущими в городе гражданами. Но куда эффективнее они капают в закрома древнегреческой родины, если направить людей на работы в близлежащий карьер. Который, разумеется, тоже придется расширять и увеличивать.
Прекрасно, скажете вы, но откуда приходит и куда идет культура? Приходит она так же как и Производство из самого города и из специальной постройки типа культурного центра. Чем больше людей там бренчит на арфах, тем больше очков Культуры. Кстати, этот Дом Культуры возводится как раз на месте болота с лягушками. А вот куда идет Культура – это интересно. Идет она на развитие технологий.
Да, в игре есть дерево технологий, которые изучаются за очки культуры. Кстати, для Афин и Спарты технологии немного различаются. Что делает прохождение кампании за тех и этих более разнообразным и вариативным. Технологии нам позволяют расширять город, улучшать постройки, совершенствовать армию.
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ВОЙНЫ
Так, мы заговорили про армию. То есть переходим от управления только своим городом к покорению всего известного мира.
Здесь нужно пояснить сюжетное раздвоение. Поначалу на стратегической карте мира мы будем иметь дело с Грецией и западными областями Малой Азии. Здесь разбросано с дюжину государств. С ними нам предстоит взаимодействовать – торговать, договариваться о союзах, воевать, наконец. Цель данного этапа – покорить (или засоюзить) весь этот известный мир. Далее откроется более обширная карта мира от Сирии на востоке до Португалии на западе. Появится и новая цель – покорить уже эту ойкумену.
Для войны в нашем распоряжении есть такой ресурс как армия. Вы могли подумать: еще корабли! Но нет, корабли в «Marble Age» нужны только для торговли. Остается одна только армия. И это именно ресурс, поскольку выражается не в числе легионов, фаланг или тум. Она выражается в некоем числе, которое есть произведение выработанных в казарме армейцев и накопленных коэффициентов усиления. Коэффициенты могут следовать из стартовых условий (например, Спарта по определению имеет более сильную армию) и из открытых технологий. Да, еще влияет статус: атакующий или защитник. Защитнику, разумеется, помогают родные стены. Числа противоборствующих группировок сравниваются. Победу одерживает сильнейший.
Кампания в «Marble Age» не подразумевает спокойного и неторопливого подминания под себя всего известного мира. На протяжении всей игры к определенным датам-ходам разбросаны некие исторические события. Фактически это испытания, которые игрок должен пройти для успешного завершения кампании. Вот список этих событий-испытаний для Афин:
- Вторжение Дорийцев
- Вторжение Персов
- Александр Великий
- Усиление Римлян
- Вторжение Скифов
- Христианство
- Вторжение Гуннов
- Юстинианова чума
- Вторжение Арабов
Полумеры в прохождении испытаний не принимаются. Только успех. Только победа.
Давайте разберем пример события Усиление Римлян. Примерно за 200 лет до н.э. приходит сообщение: дескать, ходят слухи, что за морем набирает силу римская держава. Сила ее армии выражается в числе 36 тысяч. У нас 10 ходов, чтобы противопоставить врагу адекватный ответ. Начинаем лихорадочно копить армию, усиливать стены, заключать союзы с прочими греческими полисами. Если чувствуем, что за 10 ходов не успеваем накопить нужную для отражения нападения силу, можем отсрочить атаку на 5 ходов, выплатив римлянам дань. Потом можно продлить еще на пять ходов, но уже в 10 раз дороже. Наконец, собираем вместе с союзниками армию больше 36 тысяч и даем бой римлянам. Враг повержен, испытание пройдено.
В приведенном выше списке сложность испытаний только нарастает. Если Вторжение Дорийцев может восприниматься только как тренировка, элемент обучения, то, чтобы пройти Вторжение Гуннов, придется изрядно попотеть. А последнее испытание – Вторжение Арабов, — признаюсь честно, вообще подкосило мою удачную кампанию, сорвав прохождение в самом конце. Вы уже видели, что римлян было 36 тысяч, Гуннов будет уже 15 миллионов (еще раз напомню: это не число солдат, а просто сила армии), Арабов более 100 миллионов. Чувствуете, как нарастает сложность?
ПО ЛЕЗВИЮ НОЖА
По причине этих детерминированных испытаний вся кампания проходит буквально по лезвию ножа. Расслабляться некогда. Только-только пройдено одно, но мы-то уже знаем, что впереди куда более сложное и опасное событий. Нужно готовить армию к новым боям, казну к новым тратам.
После нескольких неудачных стартов быстро вырабатывается стандарт прохождения первых ходов, нащупывается эффективный путь. Так, первым делом строим это, людей бросаем сюда, исследуем ту технологию. Дальше перемещаем людей сюда, закладываем новое здание, заключаем союз, исследуем ту технологию. Так четко по плану пройдут первые ходов 15-20. А дальше вступит в действие вариативность развития.
Чем хороша игра «Marble Age», так это именно глубокой стратегичностью. Для успешного прохождения вам придется четко просчитывать каждый свой шаг, ход. Аккуратно перераспределять людские ресурсы между добычей Производства, Культуры, Золота или Армии. Баланс «Мраморного века» идеален, никаких ресурсов слишком много не будет. Игрок постоянно находится в состоянии дефицита, что заставляет его шарики шевелиться активнее. Это же, можно сказать, производит естественный отбор сильных разумом стратегов. Тут как в шахматах побеждает тот, кто лучше и трезвее думает, прогнозирует, предугадывает.
Элемент случайности в игре присутствует, но в очень ограниченных дозах. Иной раз выскакивает событие о каком-нибудь землетрясении, уменьшающем ресурс Производство, или о грабителях казны. Серьезно на игровой процесс такие события не влияют. Так, чуть-чуть портят настроение. Но порой выскакивают и плюсовые ивенты. Так что всё тут сбалансировано.
В общем, рекомендую не оценивать «Marble Age» по скромненькой графике. Зрите в корень. Игра достаточно умна и в меру сложна. Походовый характер стратегии дает возможность всё четко просчитать, продумать и сделать верный ход. Убежден, настоящего стратега «Мраморный век» затянет не на один час. И что еще следует отметить, существует мобильное приложение «Marble Age». Поищите на досуге для своего гаджета. Глядишь, позволит скоротать время в пути.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Реальность у каждого своя. Виртуальность у нас общая.»
ВП