КИТАЙСКИЕ СПАРТАНЦЫ
В безрыбном на крупные премьеры 2020 году и китайское кино – рыба. Тем более, что китайцы в последнее время здорово притопили и начали снимать вполне масштабное военно-историческое кино без «летающих кинжалов». Тем не менее, фильм «Восемь сотен» с непосвященным в тонкости китайской истории зрителем обходится безжалостно.
«Восемь сотен» прославляет или даже возводит в разряд мифов один из эпизодов национальной истории. Наверное, китайцы в среднем о нем более или менее осведомлены, поэтому в сценарии не так много пояснений для далеких от темы европейцев. В общем, прежде, чем смотреть, нужно немного подковаться.
1937 год, вторая битва за Шанхай, самый ее конец. Шанхай в руинах, китайская армия разбита и отступает из города. Из соображений престижа Чан Кайши приказывает 88-й дивизии закрепиться на северном берегу реки Сучжоухэ и продержаться несколько дней. На южном берегу раскинулась территория международного сеттльмента (место поселения европейцев).
Генералы на местах решили, что жертвовать целой дивизией жирно, хватит и усиленного батальона. Так комполка подполковник Се Цзиньюань с батальоном заперся в складе Сыхан – самом большом и крепком здании в округе. Здесь батальон продержался четверо суток, позволив Чан Кайши выиграть несколько политических очков и породив легенду о «восьми сотнях».
На самом деле бойцов было вдвое меньше – батальон здорово подрастаял за время боев. Но командир, вводя в заблуждение японцев, упорно говорил об обороне здесь целого полка из восьмисот человек.
Ей-богу, этого всего из фильма понять я не смог. То ли сценарий такой непоясняющий, то ли перевод корявый, то ли я туповат. Пришлось почитать. Чтение выявило изрядную долю приукрашивания событий китайскими сценаристами.
Японцы в кино атакуют склад просто зверски. Бросают на него толпы солдат, выстроившихся натуральными римскими «черепахами», бронетехника, авиация, газы. Не было лишь артиллерии – боялись промахов и ударов по сеттльменту.
В фильме гарнизон склада выглядит наглухо отрезанным от южного берега. Доставка медикаментов или донесений сопровождается гибелью многих бойцов. Гарнизон буквально истекает кровью. Раненых и отравленных газами некуда складировать. На деле же, как говорят, источники общие потери за четыре дня составили с полсотни бойцов. Да и японцы не столько атаковали, сколько осаждали.
Но уж если создавать легенду, то она должна греметь и кровоточить. И того, и другого в «Восьми сотнях» с избытком.
Первое, что бросается в глаза, экипировка китайцев. Не будь у них явно монголоидные лица, принял бы за немцев – те же каски на головах, характерные газбаки на боках (газбак – цилиндр такой у немцев, в который они складывали противогаз, очень часто в наших фильмах о войне или на картинках увидеть можно).
Дело в том, что 88-ю дивизию экипировали немцы. Да и обучали они же. На вооружении солдат этой дивизии были немецкие винтовки «маузер». Ну, винтовки я в этом боевом хаосе не рассмотрел.
Фильм пытается сосредоточиться на нескольких героях, но получается плохо. Не скажу, что все китайцы на одно лицо. Нет, на разное. Но боевые действия тут явно доминируют. Люди отступают на второй план.
Тем не менее, нетрудно вычленить группу солдат, которых кажут чаще всех. Это дезертиры, собранные при отступлении в склад. Они перепуганы, напрочь отказываются вновь взять в руки винтовки.
Здесь, видимо, отражен тот факт, что китайская армия местами была далека от регулярной. Наспех согнанные в подразделения крестьяне не обладали ни подготовкой, ни мотивацией защищать родину. Да и о родине, о японцах их понятие было самым расплывчатым.
Постепенно в боях группа дезертиров перековывается, преображается, проникается национальным духом. Кульминационной является сцена, в которой бойцы, обвязавшись связками гранат, один за другим спрыгивают вниз и рвут себя среди штурмующих японцев. Конечно, преувеличенно, но сцена яркая, сопровождающаяся духоподъемной музыкой. Тут не только дезертиры, тут я чуть не закричал «Да здравствует Китай!»
В этом смысле фильм, наверное, пропагандистский. Мало того, что преувеличиваются жертвы, раздуваются эпизоды, культивируется самопожертвование, так всё еще финальными титрами умудряют привязать к компартии Китая, которая и рядом с событиями не сидела.
Что понравилось. Эффекты, масштаб, общие планы. Много стрельбы, крови – настоящая война. Экипировка – заморочились, действительно вооружили актеров немецким. Нет никакого пацифистского настроения, ни малой толики ничего антивоенного – мы от такого отвыкаем, а жаль.
Не понравилась неопределенность сценария, слабое выделение героев, характеров (как в наших «28 панфиловцев»). Нелогичность многих эпизодов. Вопросов по ходу просмотра возникает много, ответов не поступает. Они, может быть, и есть, но я их не вижу.
В целом, пусть будет. В отсутствие другого кино в этом году посмотреть стоит.
6 из 10
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра