Фильм «Геттисберг»

6 мин.

фильм геттисберг
Полковник Чемберлен (Джефф Дэниелс)

ГЕТТИСБЕРГ — РЕЦЕНЗИЯ

Вы не смотрели фильм «Геттисберг» 1993 года? Не переживали за Джошуа Чемберлена, из последних сил удерживающего Литтл Раунд Топ? Не ощущали ком в горле, наблюдая атаку Пикетта? Что тогда вообще вы можете знать о военно-историческом кино? Ведь «Геттисберг» — это один из лучших, если не самый замечательный фильм этого жанра. Смотреть обязательно и всем. А почему, мы попробуем объяснить ниже.

Конечно, это кино по масштабу действия, по числу задействованной массовки уступает сценам Бородинского сражения «Войны и мира» Бондарчука. Но уже может свободно конкурировать, скажем, с его же «Ватерлоо». По хронометражу же и детализации истории одного боя «Геттисберг» оставляет далеко позади нашу и европейскую классику.

Сражение при Геттисберге 1-3 июля 1863 года является центральным моментом гражданской войны в США 1861-1865 гг. Бывает, его даже сравнивают со Сталинградской битвой. Хотя это уж чересчур. Но как бы то ни было, американцы чтут эту победу Севера. Поле сражения стало Национальным парком. Но не закрытым и мертвым, а доступным для реконструкторов, которые там устраивают (по крайней мере, до недавнего времени устраивали) масштабные реконструкции эпохального сражения.

Например, к 125-й годовщине для какого телевизионного проекта на поле согнали до 13 тысяч одетых в синее и серое мужиков. Часть отснятого материала пошла на ТВ. Другая же могла совсем пропасть, если бы киношники не задумали к 130-й годовщине сражения экранизировать книгу Майкла Шаары «Ангелы-убийцы». Правда, название показалось смахивающим на что-то из жизни киллеров или байкеров, поэтому в финальном варианте осталось простое и понятное каждому «Геттисберг».

Кино представляет собой художественную хронику трех дней сражения. Несмотря на большой хронометраж – добрых четыре часа, – оказалось невозможно проследить все события битвы, в которой сошлись свыше 150 тысяч человек. Поэтому сценарий фиксируется на нескольких наиболее ярких и легендарных моментах сражения.

В центре событий первого дня находится бой кавалерии Буффорда с подходящим корпусом южан. Во второй день мы сосредотачиваемся на крайнем левом фланге северян, где идет ожесточенный бой за высоту Литтл Раунд Топ (Малая Кругла Вершина). И наконец апофеоз – атака Пикетта, день третий.

фильм геттисберг
Генерал Ли (Мартин Шин)

Большая часть экранного времени – бой. Большие массы пехоты, выстраивающейся в соответствии с тактикой гражданской войны, ведущие огневой бой, переходящие в рукопашную атаку. Конница, действующая, главным образом, в спешенном строю. Батареи, ведущие батальный огонь и порой переходящие на картечь.

«Гром пушек, топот, ржанье, стон. И ад, и смерть со всех сторон». Пожалуй, нельзя найти другое такое же кино, в котором на протяжении четырех часов экранного времени кипит достоверно срежиссированное сражение.

В перерывах между атаками или ночью камера задерживается на главных действующих лицах битвы. На тех самых «ангелах-убийцах», на генералах гражданской войны. В этих интермедиях зрителю успевают растолковать суть происходящего, умудряются представить генералов во всем многообразии характеров и даже создают чувствительные сцены и конфликты.

А уж как душевно подобрана музыка… Она определенно создает, как минимум, половину настроя. Решительно в этом фильме сошлось всё – масштаб, историчность, драматизм, красота. Что и говорить, лично я при разговоре о «Геттисберге» неприлично предвзят, это мой любимый военно-исторический фильм. Потому не могу сидеть, сложа ноутбук, и не рекламировать это произведение.

Да, были времена в США, когда памятники конфедератам еще стояли на пьедесталах, когда экзальтированные истерички не чмырили молодых парней за серую форму. Кто бы у нас мог подумать, что этот психоз накроет Штаты в 2017 году? Ведь отношение к гражданской войне в США традиционно противопоставляли нашим красно-белым баталиям. Дескать, вот как надо относиться к истории. И как? Сносить памятники Джексону и генералу Ли? Спустя 150 лет после войны? Молодцы, право слово. А мы-то, дураки, как раз только начали переносить прах Деникина, ставить памятник Врангелю, кино снимать.

Собственно, я это к чему? К тому, что, строго говоря, Майкл Шаара написал трилогию. «Геттисберг» является ее второй частью. Первую «Боги и генералы» тоже успели отснять. Ну а третью…

Третью мы бы, конечно, и так никогда не увидели – сегодня кинематограф не тратит деньги на крупномасштабное батальное историческое кино. Но при таком отношении к истории гражданской войны в американском обществе ждать спокойного отношения к генералам-южанам нельзя. А это у них там, в голливудах, всегда четко учитывается при принятии решения о финансировании.

фильм геттисберг
Атака Пикетта

Несмотря на то, что основной темой фильма «Геттисберг» является сражение, авторам удалось воплотить ряд ярких образов. Настолько ярких, что актеры, сыгравшие в этом кино, у меня навсегда ассоциируются именно с ролями из «Геттисберга».

Начать хотя бы с Мартина Шина. Множество ролей в довольно известных фильмах, включая «Апокалипсис сегодня» (кстати, дурацкий перевод названия), но для меня он навсегда останется генералом Ли из «Геттисберга». Хотя если совсем честно, то изначально пробовавшийся на эту роль Роберт Дюваль сыграл генерала Ли в «Боги и генералы» куда круче и убедительнее. Да он имеет даже большее портретное сходство. Но в 1993 году в гонке за ролью победил Шин.

Его генерал Ли из-за выпирающих скул что ли выглядит каким излишне простецким, слишком народным, менее холодным и твердым, чем хотелось бы. Но актер определенно старается (да они тут все стараются, чего говорить), и его генерал Ли очень соответствует прозвищу «бабуля», закрепившемуся за генералом в период до Семидневной битвы. Особенно когда сидит в кресле-качалке, укрывшись пледом.

Кстати, об отношении к Мартину Шину массовки говорит один факт. Актер в форме генерала выехал на поле и тут же был окружен массовкой, игравшей южан. Солдаты размахивали ружьями, шляпами и так далее, скандировали «Шин! Шин!» Камера всё это засняла, и эпизод вошел в фильм с переозвучкой криков «Ли! Ли!»

Другой яркий актер – Том Беренджер. Может быть, он и играл во «Взводе» (кстати, с сыном Мартина Шина Чарли Шином), но для меня навсегда останется генералом Лонгстритом из «Геттисберга». Его так обклеили лонгстритовской бородой, что и не узнать.

Лонгстрит, «боевой конь» генерала Ли, правая рука во многих сражениях. Здесь ему досталась роль страдальца, человека, отчетливо осознающего масштаб поражения, предвидящего его, но не имеющего ни сил, ни возможностей предотвратит катастрофу. Беренджер очень сбалансировано выдержал грань между почтительным послушанием генералу Ли и самостоятельно мыслящим полководцем. Вот человек, который по-настоящему страдает в кадре.

Третья масштабная фигура фильма – полковник Джошуа Чемберлен, сыгранный Джеффом Дэниелсом. Для кого-то он, может быть, и дурачок из «Тупой, еще тупее» или клоун из «Мой любимый марсианин», но при таких ролях он ведь одновременно сыграл и Джорджа Вашингтона в «Переправа через Делавэр» и полковника Чемберлена из «Геттисберга», чем и войдет в историю кинематографа.

Его роль здесь, пожалуй, центральная. Во-первых, полковник северянин. Во-вторых, оборона 20-м мэнским полком высоты Литтл Раунд Топ это одно из наиболее чтимых событий сражения. В-третьих, мы помним, что «Геттисберг» снят по второй книге трилогии. И уже в первой «Боги и генералы» Джошуа Чемберлен избран вторым главным героем.

фильм геттисберг
Генерал Пикетт

Далее тут присутствует ряд ярких образов, сыгранных уже менее мне известными актерами. В первую очередь, здесь подразумевается образ генерала Пикетта. Блестяще бравирующий всю первую половину фильма, скорее, лихой гусар, чем командир дивизии. С мужеством и готовностью победить бросает свою дивизию в безнадежную «атаку Пикетта», где дивизия и гибнет. Не вся, конечно, но потери ее огромны.

Вообще это самый сильный по эмоциональному накалу эпизод фильма. Он же и наиболее масштабный в батальном смысле и в смысле массовки. Выстроенные рядами полки и бригады под гром пушек и бой барабанов идут через простреливаемое артиллерией северян поле. Где надо, включается торжественная и одновременно щиплющая душу музыка. Солдаты валятся рядами, добираются до позиций северян и терпят там окончательное поражение.

А по-человечески самый сильный игровой момент связан с последующей встречей Ли и Пикетта. Тут уж актер сыграл просто великолепно. Ошарашенный поражением, сокрушенный потерями, раздавленный морально генерал со слезами на глазах и в голосе.

Там, в атаке Пикетта развязывается еще один завязанный авторами узелок. От начала фильма до его конца периодически всплывает история трех довоенных друзей – Армистеда, Рейнольдса и Хенкока. Первый командует бригадой у Пикетта, второй и третий – командиры корпусов у северян. И каждый из них получает в бою свою пулю.

Вижу, что еще ничего не сказал о качестве массовки. Можно было бы ограничиться одним «отличное». У них там в Америке действительно очень сильно развито движение реконструкторов гражданской войны. И на съемки сошлось 13 тысяч человек. Причем они пришли со своим обмундированием и оружием. Так что в этом отношении авторам повезло.

К обмундированию и вооружению у реконструкторов, как и полагается, отношение трепетное до фанатизма. Поэтому тут присутствуют даже мельчайшие детали формы, присущие тому или ному полку. Хотя это нас, пожалуй, уже не особо занимает, поскольку в России немного найдется знатоков обмундирования войны 1861-1865 гг. В среднем северяне одеты, как и полагается, однообразно, а вот у южан полный натюрморт.

Уффф, устал. Если всё вышесказанное так и не убедило вас посмотреть фильм «Геттисберг», значит бестолковый из меня рассказчик. Но несмотря на это, вы хотя бы полистайте его, может быть, всё-таки понравится.

Скачать фильм «Геттисберг»

Первая часть
Файл avi, 1,98 ГБ
Вторая часть
Файл avi, 1,44 ГБ

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ