Темные времена — рецензия

4 мин.

фильм темные времена рецензия

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ТЕМНЫЕ ВРЕМЕНА»

Фильм «Темные времена» — это история одного персонажа и театр одного актера. Но актера, блестяще отыгравшего своего персонажа, и персонажа в наиболее яркий момент его жизни. Герои дня – Уинстон Черчилль и Гари Олдмен. Пожалуй, с этого времени эти два имени будут идти рядом. Примерно так:

«Что, Черчилль, говорите? О да, видел, его Гари Олдмен играл».

«А, Гари Олдмен? Конечно, знаю, он Черчилля в «Темных временах» играл».

Проблемы у фильма всего две. Во-первых, он не рассчитан на широкую аудиторию, он противопоказан пожирателям попкорна. А значит останется мало замеченным, и память о нем не застрянет в народе. По крайней мере, нашем. Скажем, вот я сходил в кинотеатр. В зале не присутствовало и десятка человек. Хотя воскресенье, четыре часа дня.

Во-вторых, самая сильная часть фильма – перевоплощение и игра Гари Олдмена. Поставь рядом фотографии Черчилля и Олдмена и никогда не скажешь, что второй мог бы сыграть первого. Но он сыграл. И думаю, сегодня мы можем говорить о лучшем кинообразе Черчилля. Но наша беда в том, что дубляж убивает значительную часть работы актера.

Конечно, дублирующий актер тоже старается. И, наверное, выходит у него в рамках дубляжа и его возможностей неплохо. Но это уже не работа Олдмена. Она, к сожалению, остается только в оригинале. А ведь видно, что работал он над ролью тщательно. Не только над внешностью (в чем большая заслуга гримеров) героя, над его поведением, походкой, но и над голосом, над манерой говорить. Недаром жена Олдмена говорила, что она весь период работы мужа над ролью спать ложилась с Черчиллем.

Э, ладно, с Гари Олдменом всё ясно. Отличный актер, отлично сыграл. Посмотрим же, что именно он сыграл.

фильм темные времена рецензия

«Темные времена» не биография и не совсем история. Это хроника некоторых событий 9 мая – 4 июня 1940 года, центральное место в которых занимал премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Исторический контекст, думаю, широко известен, не будем в него углубляться. Заметим только, что «Темные времена» отлично перекликаются с недавним «Дюнкерком» Нолана.

Открывается фильм отставкой Невила Чемберлена 9 мая и завершается знаменитой речью Черчилля «Мы будем сражаться на пляжах», произнесенной 4 июня. В этом промежутке и показан сам Черчилль. Показан, прежде всего, как человек и только потом как политик. И вроде бы всё время в кадре он, вернее, Гари Олдмен, но всё равно показывают премьер-министра скорее глазами окружающих: жены, секретарши, короля, политических противников, генералов и министров, даже глазами простых людей из метро.

Менее чем за месяц, наверное, невозможно измениться уже сформировавшемуся и окаменевшему 65-летнему человеку. Поэтому эволюции здесь нет, есть только разные стороны этой личности. То он раздражительный хам, то внимательный и даже заботливый пожилой человек, то опасающейся своей супруги муж, то уверенный в себе политик, то полностью павший духом и ни на что не способный решиться министр.

Впрочем, для сценария нужна какая-то линия с преображением, с эволюцией героя. И в «Темных временах» ее нашли в переживаниях Черчилля относительно будущего Англии в этот переломный момент. Лихо и твердо взявший в руки власть, премьер еще не знает, что буквально через несколько дней последует мощный танковый прорыв немцев, разгром союзников и котел в Дюнкерке. Быстро ухудшающаяся обстановка слегка колеблет эту политическую глыбу. Затем следует катастрофа. Политические противники скалят зубы, они уже готовы принудить ранее несгибаемого Черчилля к миру с Гитлером.

Здесь следуют самые сильные сцены с почти сломленным Олдменом. Историческая иллюзия о том, что Черчилль вроде того что всё знал, всё предвидел и ничуть не колебался, вдребезги разбивается об образ обычного человека. Обычного в том смысле, что и он подвержен сомнениям, чувствам, неуверенности.

Наконец, он находит опору. Ранее опасавшиеся его люди, не знавшие его истинной натуры, воспринимавшие его как глыбу на политическом олимпе, в эти темные времена узнают Черчилля ближе и поддерживают его. До сих пор (по крайней мере, как это выглядит в фильме) его знала только супруга.

фильм темные времена рецензия

И кульминация. Она здесь связана даже не с громоподобной речью «Мы будем сражаться на пляжах», а с выходом Черчилля в народ. «Что уставились? Премьер-министра никогда в подземке не видели?» Наверное, эпизод целиком и полностью выдуман. Не знаю. Но он определенно очень силен.

Весь фильм жизнь простых горожан, обычных британцев для министра проходила за окном личного автомобиля. «Видел ли он таких простых людей хоть когда-нибудь?» — как бы задают вопрос авторы фильма. А чтобы подчеркнуть это, заставляют Олдмена произнести что-то в духе «Я ни разу в жизни не ездил на автобусе. Я никогда не стоял в очереди за хлебом. Я был в подземке только раз в 1926 году». И вот пошатнувшийся атлант идет к британскому народу за силой и поддержкой.

Пафосный прием? Очень. Но такой художественный и сильно чувствительный, что просто критиковать нечем. В конце концов, это не документальный фильм о второй мировой войне. Да, это рождение или продолжение западной мифологии. Что ж тут неожиданного? Всяк кулик свое болото хвалит. И только русские кинематографисты в своё болото гадят – вот где удивительное.

Еще раз повторю: вне зависимости от исторической достоверности, от историко-политических акцентов с художественной точки зрения фильм безупречен, Гари Олдмен великолепен, сценарий отличный, оператор молодец. Как кому, а мне и длинные кадры, и проезды камеры вдоль толпы, и даже прием показа земли, воронок, бегущих людей и так далее вертикально сверху – всё понравилось.

И главное – изображение Черчилля во всей его одновременно и простоте и сложности – это удалось абсолютно. Фильм просто наполнен массой мелких деталей, представляющих этого человека с разных сторон его характера. И дома, и в постели, и на унитазе, и в кабинете, и на приеме у короля, и в парламенте, и в подземке, и, и, и…

«Темные времена» уже получили «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль. Но этого мало. Фильм и Гари Олдмен заслуживают быть замеченными не только кинокритиками, но и более широкой общественностью.

8 из 10

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ