ПЛОТЬ+КРОВЬ — РЕЦЕНЗИЯ
Кровь, грязь, болезни, грубость нравов, чаще всего насильственная смерть – таким хотел показать средневековье Пол Верховен. Таким он его и показал в фильме «Плоть+кровь» с Рутгером Хауэром в главной роли. Не смотрели? Посмотрите. Смотрели? Вспомните. В конце концов, это золотые восьмидесятые, когда обнаженные девичьи тела так и сыпались на зрителя с экрана.
1501 год. Условная Западная Европа. Место действия можно счесть и Северной Италией и какой-нибудь частью Германии. Группа наемников во главе с их капитаном Хоквудом берет штурмом городок местного аристократа Арнольфини. Бравым ребятам обещан грабеж города. Но…
«Но с чем останусь я?» — вопрошает Хоквуда Арнольфини и после взятия города приказывает остановить грабеж. Хоквуд выполняет приказ барона и порывает со своими ребятами. Более того, он под дулами орудий вышвыривает их из города.
Небольшая группа обиженных солдат (со своими спутницами, солдатскими проститутками) объединяется священником и солдатом Мартином (Рутгер Хауэр). Озлобленная банда бродит по окрестностям, пылая местью.
В какой-то момент удача улыбается бандитам – они нападают на кортеж невесты сына Арнольфини. Захвачено приличное количество барахла, захвачена и сама девица Агнес. Вдохновленные успехом воины Мартина захватывают подвернувшийся им замок и уже готовы погрузиться в заслуженные роскошь и негу.
Но не тут-то было. Арнольфини вызывает Хоквуда и приказывает ему разобраться с бандитами, вернуть сыну невесту. Все деньги и вооруженные силы барона к услугам опытного капитана.
Дальше рассказывать не буду, а то совсем неинтересно станет.
Казалось бы, идеальный вариант – построить фильм на противостоянии предателя и преданного, Хоквуда и солдата Мартина. Судя по всему, Пол Верховен именно так и задумывал своё кино. Но вмешались студийные боссы, решившие, что любовная линия должна привлечь дополнительного зрителя. Точнее, зрительниц. И на фоне любви Мартина к похищенной Агнес тема противостояния ушла в тень.
А жаль. Боевой задор у фильма определенно есть. Боевые сцены сделаны если и небезупречно, то зрелищно. А эпоха на переходе от холодного оружия к огнестрелу совсем не избита и еще многое может дать зрителю. Даже сегодня, спустя почти 35 лет после выхода фильма.
По-настоящему радует начальная батальная сцена штурма города, торжество победителей, грабеж, чего греха таить, обилие сцен насилия мужиков над бабами. Вообще, фильм откровенно грешит обилием обнаженного женского тела. Наверное, на рубеже XV-XVI веков в этом не было ничего особенного. Почти ничего особенного не было и шалапутных восьмидесятых.
Но сегодня!.. Сегодня такое кино предпочитают не снимать… к сожалению (эх, и хороши же тогда были бестии). Сегодня такой фильм автоматически получает наивысшую возрастную категорию и отсекает наиболее интересную для кинотеатров публику – жующих попкорн подростков.
Итак, из-за конфликта двух линий – схватки характеров и любовной – сценарий фильма «Плоть+кровь» выглядит несбалансированным и немного хаотичным. Зато он выигрывает в другой режиссерской задумке – в изображении сурового средневековья.
Пола Верховена воротило от средневековой романтики в кино. Все эти прекрасные рыцари и благородные дамы, ахи и вздохи, великолепные одежды и плюмажи – всё это не соответствовало его представлению о неопрятных и жестоких временах.
В «Плоть+кровь» много изрубленной плоти, много пролитой крови, много грязи и вшей, неэстетичного поедания пищи, чума и болезни. Вершиной всего этого великолепия является жестокая простота нравов. Герои фильма Верховена не смогли бы попасть ни в айвенго-подобное кино, ни в придворно-эстетическое.
При этом картинка насыщена светом и цветом, никакого серого уныния. Наоборот – буйство красок. Иначе не увидеть крови, иначе не увидеть грязи на столах или стенах, на руках или посуде.
Другая сильная сторона фильма – актерская игра, актерский состав. Рутгер Хауэр отыгрывает великолепного солдата удачи, простого, не сильно умного, зато прямого в достижении цели. Он сам не понимает, как оказывается в лапах (лапках) с виду милой, но внутренне порочной девицы Агнес.
Вроде бы Мартин утверждает над Агнес свое превосходство, он единственный из всей шайки насилует ее. Но девица (уже не девица) недолго переживает крутой поворот в жизни. Она довольно ловко приспосабливается к обстоятельствам и начинает прибирать к рукам самого сильного в банде.
Глядишь, так и стала бы лихой бандиткой, не явись за ней сын барона. Хм, солдат удачи или баронский сынок? Нелегкий выбор. А сделать его надо.
Кстати, об Агнес и баронском сынке. Любимая моя сцена в этом фильме – поцелуй данной парочки под качающимися в петлях двумя полуразложившимися трупами. Пожалуй, эта сцена характеризует главную задумку Пола Верховена.
8 из 10
Скачать фильм «Плоть+кровь»
Файл avi, 1,45 ГБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра