СЕРИАЛ «ПУСТАЯ КОРОНА»
Британский сериал «Пустая корона» можно было бы назвать историческим, не будь он выше этого определения. Нельзя не признать за ним права на такую самооценку – редко кому удается заманить в проект сценариста такого уровня. Текст к «Пустой короне» написал не абы кто, а Уильям Шекспир.
Тот самый, что больше известен публике по таким (не скажу пьесам) словам-именам как «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Отелло». Он же написал серию исторических хроник об английских королях. Они у нас менее известны. Но я бы сказал: более интересны.
Эти хроники и положены в основу сериала «Пустая корона». Формально он разбит на два сезона. Четыре серии в первом и три во втором. Серии полнокровные, по два часа. Как и полагается драматическим постановкам.
Итак, главное: почему я считаю сериал достойным просмотра?
Во-первых, прекрасная драматургия Шекспира культурному человеку никак не повредит. Можно, конечно, читать трагедии. Но гораздо лучше, когда они (как и полагается по задумке автора) играются отличными актерами. Время на просмотр тратится то же, а удовольствие и понимание на порядок выше.
Во-вторых, «Пустая корона» – не совсем театр, а скорее кино. А кино по определению лучше. Тут и нет ограничения в сцене, в смене декораций, меньше условностей, больше сцен на открытом воздухе или в стенах замков (благо, с замками в Англии и нынче нет проблем). В сериал даже втиснуты батальные сцены. Скромные, конечно. Но уж точно масштабнее, чем на сцене театра.
В-третьих, да, разумные люди понимают, что Шекспир писал не историю, а театральную драму. Да еще в период правления конкретной королевы, происходящей от конкретной линии королевского дома. Конечно, он учитывал это, расставляя акценты. И всё-таки определенный исторический настрой «Пустая корона» задает. По крайней мере, она делае6т реальными людьми далекие от нашего человека имена.
В-четвертых, как было пройти мимо «Пустой короны» человеку, прочитавшему «Войну Роз» Иггульдена? Это же шикарные иллюстрации к уже более исторически достоверному чтиву. Да, кстати, исторические хроники Шекспира главной своей темой имеют именно Войну Роз, подводя к ней с полувековой дистанции.
Дальше идет краткая характеристика серий. В последующих обзорах рассмотрим каждую подробнее.
«Ричард II». По мысли Шекспира, завязка драмы, приведшая к Войне Алой и Белой Роз. Ричард II (1377-1399) вступает в конфликт с частью аристократии. Возникает заговор и его насильно свергает с трона двоюродный брат Генрих Болингброк, ставший Генрихом IV. Тем самым прокладывается дорожка к насильственному свержению королей. Да и с правами на престол у Болингброка и его потомства не всё слава богу.
«Генрих IV. Часть 1». На переднем плане конфликт Генриха IV Болингброка и его юного бесшабашного наследника принца Хэла (будущего короля Генриха V). Пока отец озабочен делами правления, сын гуляет в сомнительной компании пьяниц и проституток. Исторической же основой трагедии служат реальные факты многочисленных восстаний против Генриха IV. Фактически эти восстания пожрали его и его царствование.
«Генрих IV. Часть 2». Прямое развитие сюжета первой части. Опасности правлению Болингброка усиливаются. Сам король всё более хиреет, теряет силы и здоровье. Поднимается очередное восстание. В этот критический момент принц Хэл берется за ум, садится на коня и преображается. Здесь происходит рождение Генриха V, короля, перед которым и поныне преклоняются англичане. Фактически в этих двух сериях главным героем является не заглавный Генрих IV, а его сын.
«Генрих V». И трагедия Шекспира и фильм являются гимном одному из самых почитаемых монархов в английской истории. В центре поход Генриха V во Францию (на дворе Столетняя война) и сражение при Азенкуре в 1415 году. Блестящая победа англичан с последующим их триумфом в Париже и юридическим завоеванием короны Франции. Выше, чем при Генрихе V, Англия в Столетней войне уже не прыгнет. С вершины есть только один путь – вниз.
«Генрих VI. Часть 1». Юный и слабовольный сын Генриха V является игрушкой в руках враждующих придворных партий. Здесь на сцену выходят партия Ланкастеров (Алая роза) и партия Йорков (Белая роза). Всё катится к конфликту за корону. Сюжет этой серии, пожалуй, самый условный из всех эпизодов сериала. Здесь в краткий отрезок времени Шекспир смешивает ряд на самом деле далеко отстоявших друг от друга событий. Здесь вам и Жанна д’Арк, и Орлеан, и поражение Англии в Столетней войне и окончательный разрыв Йорков и Ланкастеров.
«Генрих VI. Часть 2». Развитие конфликта – центральные события Войны Роз. В кадр попадают три из ключевых сражений. Казни, заговоры, свержения, возвращения и казалось бы окончательная победа Йорков. Никто не может уничтожить их могущества, кроме… Да, кроме них самих в лице самого демонизированного короля в истории Англии Ричарда III Йорка.
«Ричард III». Бенефис Камбербетча, играющего, пожалуй, самого интересного из исторических персонажей – Ричарда III. Шекспир как может демонизирует этого последнего Йорка и превозносит дедушку своей королевы Елизаветы Генриха VII Тюдора. Но как красиво он подлизывается к монархине! Какая получилась трагедия! Как он пришпилил к историческому эшафоту может быть не так уж и виноватого Ричарда III.
Сериал поистине прекрасен. Декорациями, игрой актеров, костюмами. Что здесь хорошо, сценаристы не смогут испортить дело, поскольку за них большую часть сделал один из лучших драматургов всех времен и народов. Что хорошо, и переводчики на русский могут не беспокоиться – за них Шекспира не раз переводили не самые бестолковые поэты России.
Однако было бы нечестно умолчать об одном минусе. Чёрном таком, мерзком. Сегодня кинодеятели на Западе вынуждены прогибаться под идиотские требования всевозможных толерастов. Не получится протащить в сюжет армию феминисток или содомитов (ну, текст-то как бы уже четыреста лет как написан и утвержден) – наполним сцену неграми.
Вы знаете, я уже почти готов закрыть глаза на негра в задних рядах воинства или там какого-нибудь третьесортного «кушать подано». Но, черт побери, делать негров герцогом Йорком или королевой Англии – это уже мерзость за гранью.
Неуместность негров в кадре исторического кино можно сравнить с появлением на сцене человека в футболке, джинсах и кроссовках. Зачем тщательно вылизывать костюмы и декорации, чтобы потом перечеркнуть всю работу, выставив перед зрителем неуместное здесь черное лицо?
Действительно, в «Пустой короне» негры сильно раздражают. Но если вы более терпимы или готовы примириться с неизбежным, то посмотрите сериал. Он, право же, заслуживает внимания.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра