Переправа (2014) и Переправа 2 (2015)

3 мин.

фильм переправа

«Переправа» Джона Ву содержит несколько ярких батальных сцен из японо-китайской и китайской гражданской войн 1940-х годов. Это-то и дает мне основание поговорить о фильме здесь. Дескать военно-историческое, батальное кино, пусть и с налетом мелодрамы. Ах да, еще это фильм-катастрофа. Намешано густо, а каково вышло варево?

Ну, как сказать? Местами хорошо, местами посредственно. «Переправа» однозначно не шедевр, хотя посмотреть стоит. Смешение жанров позволяет расширить целевую аудиторию. Мальчики будут смотреть на пушки, танки, взрывы. Девочки проливать слезы над трудной жизнью и тяжелой любовью. И все вместе полюбуются на тонущий корабль с полутора тысячами пассажиров.

Строго говоря, фильмов два, «Переправа» и «Переправа 2». Разделение чисто условное и сделано, главным образом, из коммерческих соображений. Но не только из них. Большой объем материала просто не удалось бы переварить за одну серию. Разноплановость и масштаб, это не только сила, но и слабость «Переправы».

Первая часть дает завязку при последних аккордах войны с японцами. Здесь сходятся три главных героя-мужчины. Генерал китайской армии (позже армии чанкайшистов в гражданской войне) Лэй Ифан. Простой солдат той же армии Тонг Дацин. И врач Ян Цзекун.

фильм переправа

Между прочим, этот последний персонаж наиболее примечателен. Во-первых, он родом с Тайваня. Как известно, Тайвань с 1895 года принадлежал Японии. На примере Ян Цзекуна мы можем взглянуть на судьбу китайского населения острова, поставленного в положение людей второго сорта, а во время японо-китайской войны вынужденного воевать против китайцев.

Каждому из мужчин полагается по женщине. Не буду загромождать описание именами, но каждый, естественно, получает по подруге. Дальше Джон Ву старательно балансирует хронометраж, распределяя его между тремя парами, проходящими через войну.

Правда, война тут показана далеко не вся. Японо-китайский эпизод лишь затравка. Основное действие происходит уже в гражданскую войну. Да и то в самом ее конце, в 1948-1949 гг. Поскольку генерал Лэй Ифан и солдат Тонг Дацин воюют за чанкайшистов, война показана с этой линии фронта. Коммунисты проходят через нее лишь мельком, лишь врагами главных героев.

Хотя понятие врага тут условно. Он скорее не «враг», а «противник». Отношение к воюющим сторонам в кино выдержано ровное. Понятно, при правящей партии коммунистов ругать первых здесь не будут. Но и чанкайшисты, как главные герои, показываются крайне благоприятно. Правда, только как личности, но не как воюющая сторона – воюют-то они как раз плохо.

Финал первой части подхватывает у начала батальный размах. Здесь показана еще одна битва. Хотя надо сказать, с размахом и эффектом китайцы, как это у них часто случается, перебарщивают. Перебарщивают и с графикой, и с пиротехникой. Важны не логика или реализм, а размах, масштаб, яркое впечатление.

фильм переправа

Тут кончается первая часть, которую я, признаться, оценил бы повыше второй. В ней хоть и педалируется мелодрама, но исторические события как-то разбавляют скуку. Вторая часть – это уже исключительно сопли-слезы и попытка снять китайский «Титаник». Попытка явно неудачная. Даже рассказывать не хочется.

Выжившие в мясорубке гражданской войны главные герои оказываются на пароходе, отплывающем из Шанхая на Тайвань. По пути корабль тонет. Все кричат, страдают, топят друг друга или спасают. Попытка создать впечатляющую картинку есть, но успеха нет. Очень уж много нелепостей или эпизодов в стиле «не верю».

Если смотреть фильмы подряд, а не через год, как они выходили на экран, то вторая часть проигрывает еще больше. То ли отснятого материала оказалось девать некуда, то ли наполнить вторую часть только «Титаником» не получилось, но первые полчаса зритель повторно пробегает глазами по судьбам героев.

Да, если смотреть через год, это хорошо, это напоминает. Но в противном случае играет в минус. Впору пожелать режиссерской версии, разумно объединяющей два фильма в один.

Первую часть посмотрел не без интереса, ей – 7 из 10.

Вторая часть шла через силу, но за отдельные удачные эпизоды и сцены удержу 6 из 10.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ