Я 11-17

4 мин.

Ардаматский я 11-17

В. Ардаматский «Я 11-17»

Сегодня любят читать про зомби, гоблинов и эльфов-танкистов. А мы любили про разведчиков. Вспомнилась старенькая книжка Василия Ардаматского «Я 11-17» (1958). Или даже не сама книжка, а фильм.

Вообще Ардаматского экранизировали много. Самое известное кино – трилогия про «Сатурн». Тоже про разведчиков. «Я 11-17» известно, пожалуй, меньше. Тут и книжка у автора более ранняя, и экранизация не полноценная, а в виде телеспектакля. И всё же неплохая вещь. Даже (особенно!) по нынешним зомби-вампирским временам.

Сюжет, может быть, и простенький. Советский разведчик капитан Деменьев забрасывается в тыл к немцам под именем капитана Пауля Рюкерта. Ему нужно внедриться в какой-нибудь штаб, выйти на цель задания, установить связь с подпольщиками и передавать в Центр сведения. Будет противостояние с гестапо, опасный противник, острая схватка и всё такое, что должно быть в произведении о разведчиках.

Вроде бы ничего особенного. Разве что время и место действия. Весна 1945 года, Латвия. Дементьев/Рюкерт должен действовать в тылу группы армий «Курляндия». То есть место действия – Курляндский котел, крупная группировка немцев, капитулировавшая только после 9 мая 1945 года.

Ардаматский я 11-17

Сюжет с Рюкертом вертится вокруг попыток немцев эвакуировать хотя бы часть дивизий из котла, перебросить их на берлинский фронт. Кроме собственно дивизий немцы вывозят ценности, предметы искусства. Соответственно, Рюкерт должен помешать вывозу ценностей и сообщать в Центр время отправления транспортов с солдатами, чтобы их разбомбила советская авиация.

Понятно, что книжка этакая приключенческая, для юношества (впрочем, наверное, писалось для взрослых). Исторической достоверности тут немного. Особенно в части суперуспешного потопления чуть не всех транспортов. Но само по себе внимание Курляндскому котлу дорогого стоит. Не так уж много о нем пишут даже в документальных книгах.

Одноименный фильм-телеспектакль вышел в 1970 году. Сценарист тот же Василий Ардаматский. Заметна творческая зрелость писателя. История, переписанная через 12 лет, обрела дополнительный объем, местами психологическую достоверность.

В основном фильм следует строго за сюжетом книги. Но трехсерийный формат позволяет углубить и доработать места, ранее бывшие шероховатыми. Скажем, заброска Дементьева в тыл.

Ардаматский я 11-17

По книге капитан обычный командир дивизионной разведки. Правда, с детства блестяще владеющий немецким языком. Но всё-таки остается вопрос: как так его быстро подготовили к работе в тылу немцев, в шкуре немецкого капитана? В фильме Дементьев уже штатный сотрудник разведки более высокого уровня. Да и процесс его подготовки показан явным образом.

Кстати, играет Дементьева Борис Быстров, лично мне (да и многим, думаю) больше известный как Аладдин из того самого советского фильма с принцессой Будур и «В Багдаде всё спокойно».

Чтобы поддержать накал, Дементьеву противопоставляются сразу два опасных врага-гестаповца: книжный Брандт и новый персонаж некто Дитрих. Умные, хитрый, наблюдательные. Нет-нет да и возникают в самых неподходящих местах в самое ненужное время.

Усилена линия квартирных хозяек Дементьева-Рюкерта. Добавлен этакий легкий намек на романтику, на будущие отношения с дочкой хозяйки.

Ардаматский я 11-17

Эта линия понадобилась, видимо, еще для того, чтобы как-то подчеркнуть, оттенить антинацистское настроение местного латышского населения. В книге 1958 года автор об этом почти не беспокоится. Население в лучшем случае индифферентно по отношению к воюющим сторонам. А местами и явно сотрудничает с немцами.

Видимо, в 1970 году на телевидении решили: непорядок. Советские граждане должны быть против немцев и точка. Вот в фильме и демонстрируется их оппозиционность к фашистам. Дочка хозяйки явно враждебна к Рюкерту, пока не догадывается, что он – советский разведчик.

Главное отличие фильма от книги – финал. Не ожидая никаких сюрпризов относительно известного по книжке сюжета, я аж подпрыгнул, когда они так круто разошлись под самый занавес. Смогли удивить сценаристы, чего уж там.

В общем, «Я 11-17» был, а местами и остается, неплохим советским детективом о разведчиках. С хладнокровными, находчивыми советскими офицерами и умными, опасными их врагами гестаповцами. Можно почитать, чтобы отдохнуть от эльфов-танкистов. Или посмотреть, чтобы перевести дух от нынешнего военного кино.

7 из 10

PS. Да, забыл сказать. Даже к такому не самому топовому фильму в советское время умудрились написать очень неплохую песню. Она здорово закрепляет настроение после просмотра. Куда нынче подевались композиторы? Где сегодня такие песни?

Скачать книгу

Смотреть фильм

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит youtube.


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ