Коридор бессмертия — рецензия

коридор бессмертия рецензия

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «КОРИДОР БЕССМЕРТИЯ»

Всякий поход на отечественное кино – это как игра в русскую рулетку с пятью патронами в барабане, вероятнее всего зрителя убьет. Но попадаются и пустые гнезда, когда можно не только выжить, но и получить удовольствие. Без длинных предисловий: фильм «Коридор бессмертия» — хорошее кино, на которое можно смело идти всей семьей. Молодому же зрителю он категорически рекомендуется.

Наверное, было бы несравненно лучше получить «Коридор бессмертия» к годовщине снятия блокады с Ленинграда. Взамен унылой поделки «Спасти Ленинград». Хотя бы потому, что герои «Коридора» реально спасают Ленинград. И делают это приятно для зрительского глаза.

С другой стороны, День Победы – тоже отличный повод для кино про войну. Выход коридора в эти дни прямо как ответ многим, развякавшимся на Победу. Как раз сейчас сбежались всякие писательницы и актрисы, раскаркались, раскаялись перед немцами. Одна из них ведь прямо ляпнула про Ленинград. Ну что ж, вот им и ответ.

«Коридор бессмертия» рассказывает о «коридоре смерти», о простенькой, наспех сделанной железной дороге в шлиссельбургском коридоре, выстроенной в 1943 году. Она находилась под артиллерийским огнем немцев, расположившихся на высотах всего в нескольких километрах.

Кино не о строительстве. Хотя, наверное, и о нем можно было бы рассказать. Кино о тех людях, что водили поезда через эту дырку во фронте. О 17-18-летних девчонках, спасавших Ленинград. Так вот посмотришь на знакомых мальчишек и девчонок и диву даешься: как те, сороковых годов, смогли это сделать?

коридор бессмертия рецензия

Фильм не имеет какой-то единой истории, интриги, захватывающего сюжета. Просто линейный рассказ о работе одной поездной бригады из многих. В аннотациях пишут про Машу Яблочкину, иногда упоминают Соню Вишневскую. Складывается впечатление, что вокруг них и будет вертеться сюжет. Это почти не так. Хотя немного и так. Главные герои тут практически весь состав поездной бригады. Ну, человек пять-шесть точно.

Может быть в подборе персонажей кроется большая часть прелести фильма. Это простые советские люди без каких-то заскоков, передергиваний, неприятных харь. Люди как люди, можно сказать, в лучших советских кинотрадициях. И фильм получается по-советски о людях, а не о сюжете.

Маша и Соня – всё понятно, как раз и есть те самые молоденькие девчонки. Симпатичные, красивые, каждая по-своему. Без идиотского надрыва или шаблонности. Люди как люди. Может быть, образ Маши, он такой более хрестоматийный что ли. Девчонка с двумя косичками, выбивающимися из-под берета кудряшками, в огроменных сапогах и полушубке. Соня же больше срабатывает характером и поведением, огонь-девчонка, хоть и актриска.

Начальник поезда Георгий Федоров. Разбитной морячок, с шикарными усами и лихой челкой. Такой образ пошел бы на коммуниста даже в советской классике. Тут ведь в «Коридоре бессмертия» что еще приятно – искренность героев, простая человечность, достоверность без драматического надлома или картонной ходульности. Ни тебе пошлости, ни стереотипов. Показывай людей такими какие они есть – получишь хорошее кино.

Прочие члены поездной бригады тоже не являются статистами. Каждый чем-то уникален, каждый чем-то подкупает и запоминается. И приблатненный паренек с Лиговки Багдадский, и основательный вологодский куркуль Собакин (куркуль только по внешнему виду и первому впечатлению, но не по жизни), и испанский паренек Родригес, и эстонская девчонка Береза, и проводница Клавдия – всех жалко потерять. Но кино про войну, и терять придется.

коридор бессмертия рецензия

Структурно кино сшито из нескольких эпизодов. Вступление, рассказ о дороге, знакомство с героями, формирование команды – это занимает немного времени. Основной хронометраж – работа поездной бригады в коридоре. Несколько проходов туда-сюда, пара-тройка чрезвычайных происшествий по пути. Все происшествия так или иначе связаны с опасностью, с немецкими обстрелами.

Между делом показываются все стороны блокады. Прежде всего, вечный голод. Множество раз камера концентрируется на кусочках хлеба, бережно передаваемых от одного к другому, разламываемых на крохотные кусочки. Тут удалось показать ценность этих кусочков для блокадников. Холод, конечно, тоже. Улицы города, зенитки, обстрелы, бомбежки, труд людей. Ленинграду отдан долг.

Под конец следует главный эпизод фильма, самый опасный рейс. Здесь уже чуток сценаристы наворотили с драматизмом, добавили лишнего, но всё-таки не перелили через край, не испортили впечатления.

Ладно, немножко приоткрою суть. Поезд вывозит из Ленинграда научное оборудование секретного ядерного проекта и вагон с эвакуируемыми детьми. Посередине коридора немцы перебивают поезд пополам. Оборудование проскочило опасный участок, а вагон с детьми откатился назад.

коридор бессмертия рецензия

Между разорванными половинами поезда – открытая просека, простреливаемая немецкой артиллерией. Как быть? Формально важнее вывезти оборудование. Но по-человечески 27 детей тоже не спишешь в расход. А тут еще гэбэшная охрана оборудования пистолетом перед носом у начальника поезда машет. Да и немцы никак не затихнут. И рассвет наступает, скоро поезд будет видно как на ладошке.

Неплохой эпизод. С моральным выбором, с конфликтом, с героизмом и смертями. Женская часть аудитории пустила слезу. Да и у меня слегка запершило. Значит. Кино удалось. Определенно удалось. «Коридор бессмертия» однозначно можно записать в пока еще скудный актив современных фильмов о Великой Отечественной войне.

Смотреть всем, а школьникам в особенности.

8 из 10

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ