РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ВЫСТРЕЛЫ»
Малоизвестный французский фильм «Les fusilles» («Выстрелы») очевидно снят к 100-летию первой мировой войны. Тема пусть уже не такая редкая, но и не настолько популярная у киношников. Как вторая мировая война. А потому любителям военно-исторического кино пропускать не рекомендуется.
Суть фильма сводится к сравнению судеб двух солдат-односельчан, друзей детства. Луи весь такой правильный, добропорядочный, исправный служака, внимательный к своим товарищам человек, исправный семьянин. Бастьен являет собой его полную противоположность – разбитной малый, ушлый, хитрый, вороватый, готовый делать деньги на чём угодно, бабник, патриотизм – это не для него. Служат они в одном полку. Впрочем, как и еще несколько человек из их сельского прихода.
Фильм не отличается крепко сбитым сценарием или захватывающим сюжетом. Но он и не превращается в нудную нравоучительную историю о мерзостях войны. Нет, просто два разных человека на одной войне. Действие тянется без сильных потрясений, но и не скатывается в заунывную проповедь или длительные разговоры ни о чем.
Первую четверть часа зрителя знакомят с героями. Знакомят на месте действий. Боевых действий. В траншее и блиндажах. Надо понимать, что на дворе примерно начало 1915 года. Война уже позиционная, но еще не в масштабах бойни на Сомме, Верденской мясорубки или жидкой грязи Пашендаля. Авторы фильма не нагнетают грязи, жижи и дождей. Большую часть времени светит солнышко, и на картинку приятно посмотреть. Она без глянца, но и без лишней неустроенности.
Солдаты тут как солдаты. Обычные мужики без баб. О чем они могут вести разговоры? Понятно о чем. Дурачатся, выполняют боевые задания, кто-то сходит с ума, кто-то получает пулю. Тут главное для зрителя зацепиться за фигуры главных героев, Луи и Бастьена. Ну, еще запомнить слегка подспятившего солдатика Альбера.
Ключевой поворот сюжета происходит на исходе первого получаса фильма. По недоразумению шестеро солдат отстают от полка, бродят в темноте пять часов, наконец, выходят к своим и попадают под горячую руку случившегося здесь же генерала.
Генерал раздражен сверх меры. Да тут еще эти шестеро предстают перед ним во всей «красе», в измазанных грязью шинелях, в помятых фуражках, увешанные разной мелочевкой, спятивший Альбер таскает с собой мышь в клетке. Ну командующий и вспылил: расстрелять этот никчемный позор французской армии! И без разговоров. Как ни пытался отмазать их ротный командир, ничего не помогло.
Здесь, кстати, идут самые сильные сцены. Ночь перед расстрелом и сам расстрел. Всё показано просто и по-житейски убедительно. Парни просто ошарашены неожиданным поворотом. Как говорится, ничто не предвещало и вот тебе на! Да тут еще священник с постной рожей вещает им как-то отстраненно, как будто уже списал их на тот свет. А парни-то еще даже путем не осознали.
Как это бывает, когда что-то неприятное обрушивается враз. Появляется ощущение, мол, сейчас зажмурюсь, разжмурюсь – и всё пройдет. А оно не проходит.
Сцена расстрела показана основательно, без лишнего трагизма. Да он, искусственный трагизм и не нужен. Здесь и так всё понятно и чувствуется правильно. Простые французские парни. Главное – ни в чем не виноватые. Сочувствием к ним проникнуты даже солдаты расстрельного взвода. Все относятся к ним как к жертвам, а не преступникам.
Обреченных ставят на колени, последняя молитва, команда, залп.
И тут, конечно, понятно, что кто-то как-то должен выжить. Ведь главных героев не могут убить за час до конца фильма. Да и стартовая сцена, с которой начинается кино, уже называет, как минимум, одного выжившего. «Как же так, капитан? Не может же быть такого, чтобы двадцать человек промахнулись с десяти шагов». В общем, может. Луи и Бастьен получают второй шанс.
Дальше весь фильм мы смотрим, как они воспользовались своим шансом. Изменило ли их мгновение на краю могилы? Станет каждый из них лучше? Хуже? Останется тем же? Обозлится на всех? Опротивеет им война? Вопросов много. На ответ у нас целый час хронометража.
В этом часе будут и боевые сцены, и жизнь тыла, семьи Луи и Бастьена, отношение к семьям расстрелянных дезертиров со стороны односельчан. И так далее и тому подобное.
Что здесь хочется отметить? Неровность и не всегда правильно выстроенную логику сценария. Часть событий вообще остается непонятыми. Ни зачем их вставили в кино, ни что там произошло. Что это? Тараканы в головах у авторов или…
Есть крохотный шанс на то, что сценарий диктовала сама жизнь. На сайтах пишут «на основе реальных событий». Что включают в себя эти события? Только факт несправедливого расстрела или прямо биографии героев. Если второе, то можно понять неровность сюжета. Жизнь, она штука такая, необязательно логичная.
Понять можно, простить нельзя. Нельзя снимать кино, которое рискует провалиться в скукоту и непонятность. Особенно потенциально хорошее кино, с неплохими возможностями. Да еще на тему первой мировой, да с боевыми сценами. То есть кино, которое могло бы побороться за аудиторию. Вы только сценарий хороший пишите и не слушайте тараканов в своих головах.
Итого. Фильм есть за что похвалить, есть и за что поругать. Картина получилась небезупречная, но первая мировая в кадре скрашивает многое. Отношения человеческие тоже прописаны и отыграны хорошо. Персонажи есть, актеры стараются, сценарий недокручен, но это, к сожалению, случается часто. Зато история идет без лишних мелодраматических или антивоенных соплей.
6 из 10
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин