«Тыгын Дархан» не просто провалился в прокате, он до проката не дошел. С одной стороны, обидно – фильм явно лучше многих дошедших до кинотеатров. С другой стороны, конечно провалился бы, поскольку при всех своих достоинствах обладает и существенными недостатками.
Посмотришь так русское кино и подумаешь: будущего у него нет, одно прошлое. Посмотришь якутское: хм, прошлого-то, может, и нет, зато будущее может быть. Мы бодро пообсуждали фильм «Рядовой Чээрын», обсудим теперь «Тыгын Дархан»?
«Рядового» сняли за какие-то 5,5 миллионов, и он многим понравился. На «Тыгын Дархана» выделили 255 миллионов. Значит, должно быть круче.
Ну, круче или не круче, не скажу. Это другое кино. Масштабная (по якутским меркам) историческая драма. Или даже военно-историческая.
Якутия (ладно, пусть будет Саха, слово «якуты» в переводе с тунгусского «чужие», наверное саха сами себя так не называют)… Итак, Саха накануне прихода русских казаков. Приблизительно 1620-е годы. Князь (тойон) одного из племен Тыгын проводит политику объединения народа саха (сахалар, уранхай). Соответственно, прочие князья ему сопротивляются. Якуты наверняка в курсе этой истории, а для меня всё внове.
Сразу отмечу главную, на мой взгляд, проблему фильма – сценарий. Он не то чтобы совсем плохой. Он нечеткий. Возможно, ориентирован на тех, кто в курсе, кто читал книгу, а новенькому смотреть тяжело.
Прежде всего, очень плохо представлены герои. Я до середины фильма не понимал, кто кому кем приходится. Главного героя Тыгына еще, туда-сюда. Поймать нетрудно. А в его сыновьях, дочерях запутаешься. Хуже того, самому нужно догадываться, что они сыновья и дочери. Долго не мог отличить одну из дочерей от жены Тыгына. Нет четко очерченного противостояния характеров.
Цепочка основных событий какая-то невнятная. Большую часть фильма следишь не за борьбой, не за отношениями между людьми, не за эволюцией характеров, а за тем, как слоняется по обширной Якутии Тыгын. Что он хочет, почему идет туда, а не сюда – не всегда понятно. Нет общей идеи, не просматривается.
Остальное в «Тыгын Дархане» хорошо – натура, виды, костюмы, актеры, масштаб, этнография. Вот об этнографии подробнее. Поначалу, покуда не въедешь в сюжет только она и бросается в глаза. Обычаи, женские и мужские наряды, повседневные, праздничные, боевые, посуда, еда, готовка, жилища – этим так густо набито кино, что просто бери, нарезай кадры и выдавай за документальный фильм.
Я не великий знаток старинной Якутии да и вообще не спец по этнографии, но вот ничего ненатурального тут не вижу. Если бы у нас, русских, снимали о старине на таком уровне… Впечатляет. Подошли с душой и знанием дела, а не с желанием распилить бюджет.
Чуток переборщили с шаманизмом, с какими-то непонятными идеями под танцы с бубном, с девочкой-шаманкой, прыгнувшей с утеса и превратившейся в птицу. Наверняка какая-то местная легенда, но в историческом фильме как пятое колесо в телеге.
Виды природы тут – упасть не встать. Их сама Якутия предоставляет. Запускай квадрокоптер да снимай. Вот вам величавая Лена, вот степи-пастбища, вот скалистые утесы. Зеленое лето, белая зима. Шикарно.
Настоящих боев в фильме целых два. Штурм городка и конный бой на равнине. Красиво, живенько. Опять же с хорошим реквизитом и костюмами-доспехами, с энтузиазмом. Но и с хаотичностью съемки. Это явно больше, чем просто беготня нескольких десятков реконструкторов.
Можно сказать пару слов об идее. Становой хребет истории Тыгына и сюжета фильма – борьба за объединение народа саха. Может показаться, что идея эта выражена слабо, но я бы сказал, что так оно и должно быть. Пришедшие в бассейн Лены только в XV веке племена попросту не дозрели до объединения. В этих условиях желание одного человека не сможет изменить естественного хода истории.
Да и этот человек (тойон Тыгын), похоже, больше говорит о своей власти, о присоединении, а не объединении. При таком раскладе он не выглядит таким уж положительным героем. А его главный враг (другой тойон) не выглядит таким уж отрицательным. Если задуматься, то другой тойон либо борется за свою независимость (в лучшем случае), либо точно так же хочет подмять под себя соседей. Чем он хуже Тыгына?
В общем, хороших и плохих нам тут, конечно, задают, но не убеждают. И такой расклад, плохо подходя к сценарию фильма, в большей степени соответствует истории.
В целом получилось любопытное кино и определенно веха в якутском кинематографе. Примерно как «Томирис» в казахском. Ну что ж, пока у нас не родили свой достойный исторический масштабный фильм, будем всей Россией примазываться к Якутии.
6 из 10
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра