Прощаться не будем — рецензия

прощаться не будем - рецензия

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ПРОЩАТЬСЯ НЕ БУДЕМ»

Угрожающе всплывающие надписи «Фонд кино», «Российское военно-историческое общество», «Чеченфильм» и в нагрузку к ним «Минкульт» не заставили отступиться от идеи просмотра фильма «Прощаться не будем». Всё-таки кино про войну. Хотя ничего хорошего после такого бурного натиска знаменитых брендов ожидать уже не приходилось. И вы знаете… Впрочем, обо всём по порядку.

Сюжет прост как основное тригонометрическое тождество. Октябрь 1941 года. Немцы прут на Москву через город Калинин. В Калинине паника, всеобщее бегство, исход населения, растерянность властей. В наличии всего ничего сил для обороны. Да еще в городе действует хорошо скоординированная группа диверсантов, имеющая прикрытие на самом верху советского силового руководства – то ли в НКВД, то ли в комендатуре.

Собственно, этот вопрос и должен быть для зрителя основным, поскольку фильм фактически является шпионским детективом. Диверсанты по мере сил и возможностей вредят, силовики их пытаются отловить. Но сохранить интригу у авторов не получилось. Подвел подбор актеров.

Очевидно же, что Мерзликин и Бероев приглашены не статистами. Разумеется, зритель ожидает от них главных ролей. И коль скоро один вызывает симпатию, а второй всю первую половину фильма скрывается в тени, то шпионом является… Угадать совсем нетрудно, но уж так нагло спойлерить не стану.

В общем, детективная интрига зрителями раскрывается сразу. Но это, как ни странно, не портит фильм. Хотя почему странно? В конце концов, если взять любое хорошее детективное кино, которое вы смотрите второй, третий и так далее раз, то нельзя же сказать, что интрига для вас сохраняется. Нет, вы смотрите просто потому, что кино хорошо снято, приятно смотрится, вызывает положительные эмоции.

Так вот как раз всего этого фильму «Прощаться не будем» хватает. Заранее приготовившись к очередному провалу отечественного кинопрома, я по мере просмотра всё шире раскрывал глаза и рот – а ведь неплохо, черт побери, совсем неплохо. Приятное разочарование человека, уже заготовившего порцию ехидных замечаний для рецензии на фильм «Прощаться не будем».

прощаться не будем - рецензия

Сценарий вышел опасно многослойным. Наряду с основной детективной сюжетной линией разворачиваются события нескольких побочных историй. Тут и дочка начальника областного НКВД, охотящаяся со своим бывшим одноклассником на шпионов. И мальчишки, увлекающиеся опасной игрой в добровольную патрульную дружину. И семья сбежавшего с фронта дезертира. И любовный треугольник из коменданта гарнизона (Мерзликин), его жены и дочки начальника НКВД.

Обычно такие наслоения сценаристам не даются, получается каша-малаша, не-пойми-какая ересь. Но вот хоть бейте меня еловым лапником (лучше не надо), но я не могу толком объяснить, почему у сценаристов «Прощаться не будем» вышло всё довольно удачно.

Может быть, дело в сразу хорошо очерченных второстепенных персонажах, которые рискуют отожрать время и внимание у главных героев. Поэтому много хронометража на них списывать нельзя, и чтобы раскрыть, требуется хорошо потрудиться.

И тут трудятся. Имея всего по несколько сцен на каждого, авторы успевают представить их людьми с историей, биографией, характерами и взаимоотношениями. Только бросишь взгляд, выслушаешь пару фраз и становится понятно: этот любит эту, а вот этот настрадался при большевиках, а тот настоящий служака-дуболом и так далее.

Это важно, это позволяет выстроить законченную сцену, закрывает тему и не оставляет ощущения недосказанности. Более того, увидев всего пару раз того или иного персонажа, зритель (то бишь я, говорю ведь за себя) проникается к нему симпатией или антипатией, кому надо сочувствует, кого надо, ненавидит. Некоторые сцены способны выдавить слезинку из самой чувствительной части аудитории.

В общем, как по мне, так обилие второстепенных персонажей или боковых сюжетных линий, фильму «Прощаться не будем» не мешает. Даже скорее помогает заполнить вакуум. Во-первых, создается ощущение хоть какой-то населенности города. Не будь так много героев в кадре, пустые улицы могли бы заставлять зрителя задаваться вопросом: а где, собственно, население не самого маленького областного центра?

Во-вторых, я уже отмечал, что сама детективная линия невелика и слабовата. Так что поддержать ее дополнительными переживаниями очень даже неплохо. По крайней мере, смотреть не скучно, события увлекают, персонажи вызывают эмоции. Что еще нужно для хорошего кино?

прощаться не будем - рецензия

Вы скажете: для хорошего военного кино нужна историческая достоверность. Соглашусь. Нужна. Присутствует ли она в фильме «Прощаться не будем»? Не то чтобы очень. Вопрос не в вооружении, деталях быта, атрибутике или нашивках. Вопрос, как мне кажется, в той цели, которую преследовали создатели фильма. Их не интересовала максимальная историческая точность. Для них важнее создаваемое картиной настроение.

Наиболее полно эту мысль иллюстрирует финальная сцена «Прощаться не будем». Та, где немцы наступают на город. Здесь бой показан совсем не как бой, да и не для боя затевалась эта, на мой взгляд, лишняя сцена.

Тут важно было свести в одном окопе всех мелькнувших в фильме персонажей. Таких разных, но объединенных одной целью – защитить город от немцев. Настроение единства, демонстрация его (может быть, для галочки, может быть, для доп. финансирования) – вот для чего это снято. И уж тут точно незачем цепляться к мелочам. Ибо вся сцена по-крупному должна по зрителю либо выстрелить, либо нет.

По мне она мазнула рикошетом. Кажется, что гораздо ранее имелось куда больше душещипательных и удачных сцен, с помощью которых можно было бы поставить более сильную точку. Можно было бы ограничиться достаточно рельефно представленной идеей готовности пожертвовать собой для защиты города и страны.

Вызывает вопросы и погода за окном. По сюжету у нас на дворе первая половина октября, а снега намело как в хорошем декабре. Но и это на самом деле мелочевая придирка. Ну мало ли, почему оно так снято – картинка белоснежная авторам больше приглянулась, или просто время съемок попало на зиму, а тянуть до весны или настоящей осени было нельзя. Снег не мешает смотреть фильм с интересом. Ну и пусть будет.

Есть ли у «Прощаться не будем» другие слабые места? Однозначно да. И сцены некоторые сваливаются как с потолка без связи с общей канвой, и действие в некоторых сюжетных линиях скачет, и герои иногда телепортируются с места на место непостижимым образом.

Да и сама фраза «прощаться не будем» ввернута авторами не изящно. Один раз она мелькает классно и к месту, второй тоже терпимо. Но когда в течение считанных минут ее склоняют едва ли не в пятый раз, а потом забывают до самого конца, понимаешь, немножко перекрутили, а могли бы и лучше.

Да, тут точно было еще, над чем поработать и что пошлифовать. И наверняка я настроен чересчур восторженно по отношению к «Прощаться не будем». Только на фоне последних разочарований от отечественных фильмов, на фоне готовности в очередной раз увидеть на экране конченный шлак фильм поразил именно своей нормальностью, интересным ходом в общем-то слабенькой истории, несколькими добротно отыгранными персонажами.

Поэтому да, если подумать как следует, оценка выглядит завышенной, но рекомендовать фильм к просмотру я могу с чистой совестью и легким сердцем.

8 из 10

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ