РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ОФИЦЕР И ШПИОН»
Мне безразлично кого и за какие места хватал Полански сорок лет назад. Да и хватал ли вообще. Тем не менее, феминистки, набросившиеся на него и его новый фильм «J’accuse» («Офицер и шпион»), делают доброе дело рекламы хорошего кино. Старый конь борозды не испортил. Если он уже и не способен приставать к женщинам, то кино снимать не разучился.
Начну с того, что «Офицер и шпион» является образцом для подражания в написании сценария. Да, в основе его лежит книга. И автор книги числится в сценаристах вместе с Полански. Но это не отменяет образцовости истории.
Так и тянет вспомнить просто никакой сценарий нашего «Союза спасения». И это при том, что история декабризма потенциально интереснее и ярче дела Дрейфуса, отраженного в «Офицере и шпионе».
И там, и там многообразие исторических персонажей. Но как же тонко «Офицер и шпион» сосредотачивается на одном герое истории, на полковнике Пикаре. Он был далеко не единственным, кто оказал влияние на ход дела Дрейфуса, но автор выбрал его, навел на него фокус, заставил читателя/зрителя смотреть на мир глазами полковника Пикара. И как расфокусировали этот зрение сценаристы «Союза спасения», неравномерно размазав героев по своему произведению.
А ведь что такое дело Дрейфуса против восстания декабристов? Невинно осужденный в 1894 году за шпионаж капитан французской армии еврей Дрейфус. Всеобщий армейский заговор молчания, подпитываемый националистическим состоянием общества.
И тут авторы выделяют героя-одиночку полковника Пикара, который не смог закрыть глаза на нестыковки обвинения. Он вынужден сделать тяжелый выбор: промолчать из солидарности с горячо любимой им армией или всё-таки выступить, поставив выше всего правду? Хорошая драма человеческого выбора.
Да, многие, очень многие приложили руку к этому делу, потрясавшему Францию доброе десятилетие. Но здесь, в фильме «Офицер и шпион», выделен именно Пикар, забравший львиную долю экранного времени. Его образ выверен до совершенства. Прочие же действующие лица истории (даже сам Дрейфус) привлекаются лишь постольку поскольку.
В качестве главного антагониста здесь выделили майора Анри, более всех способствовавшего подлогу. Но он представлен фигурой не однозначно отвратной. Это старый служака, человек, глубоко оскорбленный в своем национализме. Всё, что он делает, он совершает не корысти ради, но от искренней заботы об армии, о нации.
С современной точки зрения понимание им интересов общества, может быть, и кривое, но уж какое есть. Это – раз. И Полански не особо заигрывает с современностью, с толерантностью. Это – два. Он не занимается морализаторством, не тащит в кино о рубеже XIX и XX веков западных идеалов XXI века. Возможно, это во многом воспрепятствует продвижению фильма, сбора им премий. Но отсутствие такого прогиба весьма приятно.
Прогибом бы стало выставление главным героем истории самого Дрейфуса. Слишком просто сделать вызывающим сострадание персонажем пострадавшего от несправедливости, от антисемитизма. А ты попробуй сделать таким человеком откровенного националиста Пикара. И пробуют, и делают.
Полански дважды сталкивает лицом к лицу Пикара и Дрейфуса. Первый раз до начала дела Дрейфуса. Второй раз после его благоприятного завершения. Превосходные, запоминающиеся сцены.
Особенно вторая, где всё не так однозначно, где в нескольких фразах расставляются не точки в истории, но многоточия. Многозначительные многоточия. Не позволяющие воспринимать финал как переслащенное блюдо, придающие ему реалистичный и глубокомысленный характер. Не так уж благороден победитель, не так великодушен и пострадавший Дрейфус.
Фильм «Офицер и шпион» шикарен, при просмотре я испытывал настоящее эстетическое удовольствие. От картинки, от костюмов, от обилия мундиров французской армии, от поведения офицеров. Разговоры, характеры, отдание чести – по всем пунктам однозначное «верю».
Сюда же актерская игра. Хорошая режиссура сама по себе подтягивает актерскую игру. А если она изначально на высоком уровне, то всё остальное получится. Здесь я могу повторить только своё «верю».
Остается лишь пожалеть, что «Офицер и шпион» задвинут кинотеатрами в самое неудобное время. Да и при этом один-два сеанса в день. Хотя оно и понятно – фильм, конечно, не для попкорн-молодежи. Она такое чертовски хорошее кино не посещает и, соответственно, фильм кассу кинотеатру не сделает.
8 из 10
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра