С. Балакин. Триумфаторы Цусимы

5 мин.

Триумфаторы Цусимы

Год 115-летия начала русско-японской войны 1904-1905 годов – вполне подходящий повод поинтересоваться историей японского флота той эпохи. В качестве основы для ознакомления хорошо подходит книга Сергея Балакина «Триумфаторы Цусимы» с подзаголовком «Броненосцы японского флота».

Как я понимаю, Сергей Балакин является автором массы мелких, но ярких и дорогих книжек о кораблях. Чаще всего это тонюсенькие издания, посвященные какой-то одной серии кораблей. И хорошо еще, если серия была относительно крупная. А то ведь вполне может состоять всего из двух систершипов. Соответственно, и книжка выходит только о них.

Я бы сказал, что метод такого дробления есть недобросовестное изымание денег из карманов потребителей, но бог с ними. Мы заинтересовались конкретной книгой «Триумфаторы Цусимы». А она по меркам дробительного подхода весьма обширна – 160 страниц.

Любителям текстов радоваться особо нечему. Большая часть объема традиционно для этого типа книг занята иллюстрациями – фотографиями, чертежами, портретами. Это, разумеется, не недостаток. Картинки в случае кораблей – это особенно хорошо.

Да и более наглядно. В случае кораблей броненосной эпохи особенно актуален принцип «лучше один раз увидеть», чем сто раз прочитать, как там осуществлялась расстановка орудий или как распределялась броня по корпусу.

Еще одно замечание. Япония – это вам не Англия и не Германия, ее источники даже в силу объективных причин – сложность освоения языка – оказываются лишь частично доступны большинству исследователей. Плюс существуют субъективные причины, какая-то маниакальная скрытность японцев, засекретивших в свое время всё и вся. В итоге история их флота не может быть дана в тех же подробностях, что и история европейских флотов. Так что радуемся тому, что есть.

Триумфаторы Цусимы
Броненосец «Котэцу»

А есть тут вот что. Книга «Триумфаторы Цусимы» прослеживает становление броненосных сил Японии, их развитие, яркий восход в додредноутную эпоху и проигрыш дредноутной гонки.

Начало истории, пожалуй, завораживает. Стартуем с броненосца «Котэцу», заложенного еще в 1863 году во Франции для Конфедеративных Штатов Америки. Он, кстати, попал даже в игру «Total War: Shogun 2», настолько любопытен и характерен для своей эпохи. То есть для эпохи проб и ошибок, случайных и импровизированных моделей. Для эпохи, стартовавшей с «Монитора» и «Вирджинии».

Кстати, «Котэцу» пошел по своему пути и не похож ни на «Монитор», ни на «Вирджинию». Ну да сами посмотрите. В книге приводится вся история корабля плюс его изображения. Как в виде фотографий, так и в виде схематических чертежей.

Далее к той же эпохе нащупывания путей автор относит еще несколько броненосцев. Что-то было построено для Японии на европейских верфях, что-то захвачено у Китая во время войны 1894-1895 годов.

Сам ход войны дан крайне схематично, единственное морское сражение тоже не развернуто. Это понятно. В конце концов, темой книги являются корабли, а не история морских войн Японии. А жаль. Про корабли в бою всегда интереснее, чем про те же корабли, но на приколе.

И вот спустя четверть книги мы переходим к эпохе классических броненосцев додредноутного типа. То есть к тем самым «Триумфаторам Цусимы», к «грозным оппонентам российского флота». Чем же так уж выделялись эти шесть броненосцев, что загнали одну нашу эскадру в Порт-Артур, а вторую утопили близ островов Цусима?

Триумфаторы Цусимы
Броненосец «Микаса»

Смотришь на фото, читаешь описание и понимаешь: ничем особенным эти броненосцы не выделялись. По крайней мере, в сравнении с передовыми броненосцами русского флота. Ну там типа «Суворов» или «Цесаревич». Проиграли мы японцам, главным образом, в части организации.

Как аналогию можно привести сопоставление бронетанковых сил СССР и Германии в 1941 году. И танков-то у нас было вроде больше, и танки-то попадались неплохие, а вот поди ж ты, были разбиты наголову. А всё дело в организации.

Вторая четверть книги отводится под описание шести броненосцев, основы сил японского флота в русско-японской войне 1904-1905 годов. А третья четверть это «Кульминация: броненосцы в бою», то есть собственно триумф «Триумфаторов Цусимы». Два крупных сражения – в Желтом море и при Цусиме.

Здесь в общем-то нет никаких сенсаций. И ход обоих сражений, и потери сторон – всё хорошо известно по множеству книг. Что интересно именно в этой книжке? Как бы взгляд с палуб именно японских кораблей.

У нас, знаете ли, прижилось уничижительное мнение, дескать, русских топили как беспомощных котят, они не смогли нанести серьезного урона противнику. Я если спросить самого противника? Если получить отчеты о попаданиях русских снарядов? Если посмотреть на фотографии повреждений?

Да, не всё так просто. Попадали наши почти не хуже японцев. В Желтом море так точно, при Цусиме, конечно, уже похуже – команды в целом были послабее. Снаряды – да, взрывались плохо. Но это не вина моряков.

Сражение в Желтом море было проиграно исключительно из-за отсутствия силы духа и решимости. Особенно после гибели командующего. А ведь ни одного русского корабля там японцы не утопили. И даже адмирал Того почти признал поражение. Воистину, бою проигрывает тот, кто признал себя побежденным.

С Цусимой же всё гораздо грустнее. Такого разгрома не знал не только русский флот. С таким масштабом поражения редко кто вообще сталкивался в эпоху брони и пара. Свой триумф японцы заработали честно, построив корабли с опережением моды.

Триумфаторы Цусимы
Гибель броненосцев «Ясима» и «Хацусе»

Наконец, финал. И здесь Цусима рикошетом ударила по самим японцам. Поверив в собственную непогрешимость, они бросились накачивать свой флот кораблями-додредноутами. Только большими по водоизмещению и вооружению. Вложенные средства уже было не вернуть, начатое строительство не свернуть, а японский флот вдруг начал резко отставать от европейских, переключившихся на дредноуты.

Повезло самураям, что до 1941 года им реально не пришлось задействовать свой флот в крупномасштабных операциях. А 1940-м годам господствовать на море стала авиация и авианосцы.

Соответственно, в завершение книги рассказывается о судьбе устаревших броненосцев. Только один из них остался условно жив и как «Аврора» стал фактическим музеем. Это флагман адмирала Того «Микаса», подлинный «Триумфатор Цусимы».

Примечание

По понятным причинам выложить файлы для скачивания мы не можем. Но если появится у вас особый интерес, не сопровождаемый желанием купить, пишите нам — бескорыстно поделимся электронным вариантом. Или загляните в нашу группу Вконтакте.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор»


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ