Музей «Vasa»

4 мин.

история флота

Одним из самых интересных музеев Стокгольма является музей корабля «Васа». Это музей одного экспоната — единственного в мире судна ХVII века, деревянные конструкции которого сохранились на 95%.

Это шведский боевой корабль, спущенный на воду 10 августа 1628 года. Своё название корабль получил в честь царствовавшей в то время династии шведских королей Васа.

Корабль должен был стать его флагманом, однако из-за конструктивных ошибок он опрокинулся и затонул в своём первом выходе из Стокгольмской гавани 10 августа 1628 года.

история флота

Интересно, что шведы в своё время умудрились потерять данные о точном положении «Васы» на дне бухты, и корабль потом, в 20 веке, пришлось долго искать!

Легендарный корабль нашёл в одиночку энтузиаст-фанатик инженер Андерс Франзен (Anders Franzen), который, изучив документы 1600-х годов, по собственной инициативе два с половиной года подряд опускал на тросе со своей моторной лодки щуп на дно Стокгольмской бухты.

В 1956 году ему наконец повезло. Корабль был поднят на поверхность 24 апреля 1961 года, законсервирован и после почти 30 лет реставрации помещён в специально построенном для него музее.

история флота

«Корабль был заказан шведским королём Густавом II Адольфом и строился в Стокгольме в 1626-28 годах. Длиной в 69 метров, высотой от киля до клотика в 52 метра (высота кормы — 20 метров) и весом в 1200 тонн корабль был оснащён тремя мачтами и десятью парусами. Этот 64-х пушечный корабль должен был быть флагманом шведского флота.

10 августа 1628 года, «Васа» отчалил от набережной около дворца Tre Kronor, где он брал на борт амуницию и экипаж, отправившись в своё первое плавание. Пушечные порты были открыты, из расчехлённых пушек был дан салют. Огромный корабль медленно выходил из гавани. Но после нескольких сильных порывов ветра, он сильно накренился. Через открытые пушечные порты вода хлынула в корпус корабля и «Васа» пошёл ко дну. Из 150 человек, находившихся на борту корабля, погибло минимум 30. Только через 333 года «Васа» вновь увидел дневной свет.»

история флота

В чем причины катастрофы?

«В 1600-х годах ещё не были известны теоретические расчёты устойчивости и корабли строили исходя из опыта кораблестроителя. В случае введения технических новшеств, как например в случае корабля «Васа» применение тяжёлой артиллерии на двух пушечных палубах (64 бронзовые пушки, из которых 48 штук 24-фунтовые (весом более тонны каждая)), был необходим определённый опыт. Центр тяжести корабля оказался выше критической точки и «Васа» не смог выпрямиться после крена от ветра.»

25 августа 1956 года Андерс Франзен и водолаз Пер Эдвин Фэльтинг, исследуя дно около острова Бекхольмен, обнаружили скопление дубовых брёвен, оказавшихся частью корпуса затонувшего корабля.

история флота

«Осенью же 1957 года начались работы по подъёму корабля. Под его корпусом водолазы, выполнявшие эту сложнейшую работу в полной темноте на глубине 30 метров, промыли туннели для протяжки 6 канатов. 24 апреля 1961 года корабль при помощи понтонов подняли на поверхность воды. Вместе с ним было поднято около 14 000 деревянных частей. Корпус корабля и все детали были законсервированы по отдельности (деревянные детали в течении 17 лет орошали этиленгликолем, вытеснявшим воду) а затем установлены на штатные места на корабле являя собой титаническую работу, напоминающую сборку гигантского пазла.»

В настоящее время «Васа» является наиболее хорошо сохранившимся в мире кораблём 1600-х годов. Являясь уникальным сокровищем, корабль «Васа», украшенный сотнями резных скульптур, на 98 % состоит из оригинальных деталей.

история флота

В музее можно предварительно посмотреть 20 минутный фильм (в том числе и на русском языке) об истории гибели корабля и работах по его поднятию и консервации. А затем пройтись по этажам, рассмотрев корабль с разной высоты. На сам корабль посетителей не пускают, однако чтобы почувствовать себя на корабле, имеется имитация палубы и марса, по которым можно походить.

Семьсот резных фигур украшают судно. Корабль строился в эпоху барокко — весёлое, озорное время. Все фигуры были ярко расписаны, некоторые позолочены. И на фоне корпуса из светлого дерева они создавали ощущение праздничности. Богатый декор корабля считался существенной частью его «вооружения», демонстрацией мощи государства.

И всё это великолепие вместе с белоснежными парусами, яркими флагами и палящими пушками должно было производить магическое впечатление…

история флота

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Николай Цыбин

Кандидат физико-математических наук

Учиться никогда не поздно, не учиться всегда глупо


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ