АННА ИОАННОВНА И КОНДИЦИИ
Книга Станислава Десятскова «Верховники» посвящена одному из острых моментов русской истории – восхождению на престол Анны Иоанновны. В один месяц (от 19 января до 25 февраля 1730 года) вместилось столько, сколько в России вмещают десятилетия, если не века.
Смерть 14-летнего Петра II (19 января) поставила на повестку дня главный вопрос: кто будет следующим монархом? С одной стороны, по указу Петра I наследника назначает правящий император. Однако Петр II никого назначить не успел. Да и не смог бы, опекаемый Верховным тайным советом.
С другой стороны, имелся тестамент (завещание) Екатерины I. По нему в случае бездетной кончины Петра II власть переходит по старшинству к дочерям Екатерины и Петра I Анне и Елизавете Петровнам, а также их потомкам.
Но в дело вмешалась третья, наиболее сильная сторона – Верховники, члены Верховного тайного совета. Точнее аристократическая, княжеская часть совета – Долгоруковы и Голицыны.
Смутные времена – большие возможности. Отмахнувшись от затеи Долгоруковых втащить на трон невесту Петра II княжну Долгорукову, самый начитанный и образованный из верховников Дмитрий Михайлович Голицын выдвинул кандидатуру заштатной курляндской герцогини Анны, племянницы Петра I.
Но он не просто выдвинул претендентку. Он возжелал большего – ограничения самодержавной власти императрицы. Отсюда и родились известные Кондиции – условия принятия Анной русской короны.
Кондиции фактически передавали всю власть в руки Верховного тайного совета из нескольких аристократических членов.
Одуревшая от свалившейся на нее удачи нищая герцогиня подмахнула Кондиции и выдвинулась в Москву. И покуда новая царица выдвигается, Москву залихорадило. Впервые в русской истории народ (в лице дворянства, конечно) кинулся рисовать прожекты обустройства государственной власти. Страсти разгорелись нешуточные.
Именно об этом и рассказывается в «Верховниках» Десятскова.
«ВЕРХОВНИКИ»
Станислав Германович Десятсков (1936-2013) рассказывает со знанием дела. У него не просто историческое образование, но степень доктора наук. Роман «Верховники» был написан еще в 1970-е. Поговаривают, что его «зарубила» рецензия Валентина Пикуля.
Позже, в 1980-е, роман всё-таки вышел, но в урезанном виде. Наконец наступили золотые для литературы 1990-е годы – печатай что вздумается. В эти же годы издательство «Армада» запустила шикарный проект «Россия». В рамках проекта выходила масса серий исторических романов.
Одна из серий проекта «Россия. История в романах». Именно для нее Станислав Германович переработал «Верховников», дополнил, подредактировал. Именно это издание мы и представляем уважаемой публике.
Основная часть книги (три четверти) отводится событиям января-февраля 1730 года. Здесь есть всё и все – интриги, заговоры, люди, фамилии. Присутствующая сбоку любовно-авантюрная линии никак не влияет на основной сюжет. Всё-таки докторская степень не позволяет автору вольно обращаться с историей.
Так что можете не переживать, вы не в романах Дюма, вас не обманут. Но полное представление об историческом фоне и о характерах дадут.
Больше всего автора интересует фигура Дмитрия Михайловича Голицына. Как старый боярин, представитель древнего аристократического рода докатился до жизни такой – увлекся идеями парламентаризма?
Впрочем, Станислав Германович далек от приравнивания парламентским идеям того, что кипело в Москве зимой 1730 года. Всему свое время, всему нужно вызреть. Скоро только кошки родятся. Россия даже в своих верхах была еще недостаточно образована или либерализована, чтобы размахнуться так широко. Потребуются целые поколения, чтобы дойти до такого. Тем интереснее личность Голицына, опередившего эпоху.
Чем закончилась попытка потеснить самодержавие, известно – порванными Кондициями и бироновщиной (или остермановщиной, как указывал тот же Пикуль). Завершающая четверть книги рассказывает о последствиях этой попытки для главных действующих лиц.
Здесь Десятсков переключается на романтичную и трагичную пару – Ивана Долгорукова и его невесту, затем жену Наталью Шереметеву.
Вот вы говорите: жены декабристов. У этих барышень не всё так просто, романтично или героично было. Другое дело Наталья – она отправилась за мужем в ссылку практически на казнь, на смертный приговор, без всякой надежды на что-то хорошее. А уж как она пронесла себя через все испытания… Впрочем, читайте у Десятскова.
«ВИВАТ, АННА!»
В кино этот эпизод русской истории получил освещение в рамках сериала Светланы Дружининой «Тайны дворцовых перевороты». Конкретно в 7-ом фильме «Виват, Анна!».
Сразу скажу, что фильм вышел неудачный. Иногда лучше не снимать. Или вовремя остановиться. Дело в том, что первые шесть фильмов выглядят если не шедеврами, то на оценку «нормально». Но «Виват, Анна!» это определенно провал.
Да и по времени съемок 7-ой фильм далеко отстоит от остальной серии. Первые шесть фильмов – годы с 2000 по 2003. 7-ой фильм – 2008-ой. И сразу мысль: очевидно не хватало денег на своевременное продолжение. А появление в одной из ролей фильма Алсу наталкивает еще на одну мысль: а, вон откуда денежки взялись – видать, кое-кто захотел увидеть своё сокровище на большом экране и отвалил под это дело деньжат.
В итоге мы имеем сценарий, написанный под втиснутую сбоку совершенно не умеющую играть в кино девицу. Такова цена продолжения проекта. Но лучше было бы не продолжать.
Попытаюсь образно передать свои ощущения от фильма. Похоже на то, как кто-то с набитым ртом рассказывает интересную историю. Вроде бы прислушиваешься, улавливаешь отдельные классные моменты, но в целом всё невнятно, раздражает и злит.
Какие-то дурацкие погони, черт-знает-откуда взявшиеся персонажи, шпаги в драках сменяются факелами, факелы опять шпагами. Актеры подобраны хаотично. Герои мелькают, исчезают и вновь возникают. Крупные планы лиц не дают понять обстановку, мизансцену. В общем, всё плохо – сценарий, актерская игра ряда недоактеров, операторская работа, музыкальное оформление (опять же выполненное не под эпоху и настроение, а под Алсу).
Впрочем, напоследок не грех отметить и положительные стороны. Во-первых, сама возможность любителям кино (и не любителям книг) пощупать эпоху – это хорошо. Во-вторых, на фоне того непотребства, что сегодня отмачивают в исторических фильмах, «Виват, Анна!» выглядит не самым плохим образом.
В-третьих, отдельные персонажи выглядят шикарно. Сама Анна Иоанновна – очевидный успех Инны Чуриковой. Хоть и отмечают, что актриса сильно старше прототипа, но зато как играет. Далее – Бирон. Вы как хотите, а для меня хлыщ в исполнении Александра Лазарева просто образец того самого Бирона. Остерман (Владимир Ильин) и до этого фильма (в предыдущих) был хорош, мастерство не пропьешь даже снимаясь вместе с Алсу.
И да, еще один момент. Фильм очень плохо представляет зрителю исторических персон. Без знакомства с ними через книги воспринимать происходящее сложно. Так что читайте книжки, будьте умницами.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Скачать книгу
Формат fb2, 3,5 МБ
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор»