1917 — рецензия

рецензия на фильм 1917

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «1917»

«У них даже крысы крупнее наших!» — мл. капрал Том Блэйк, фильм «1917»

6 апреля 1917 года, день, когда США вступили в первую мировую войну. Но до простых солдат на Западном фронте эта новость еще не дошла. Для них рутина войны тянется и тянется, без каких-то надежд на перемену к лучшему.

Как всегда, носятся слухи о близком наступлении. Но непонятно, о своем или немецком. В любом случае эти новости могут пообещать только близкий конец для каждого лично, но не для войны в целом. Пока же «на Западном фронте без перемен».

Перемены этот день обещает лишь британским младшим капралам Блэйку и Скофилду. Им предстоит пробраться через нейтральную полосу от пункта А в пункт Б. Цель – доставить приказ генерала, отменяющий обреченную на бойню атаку передовых частей. От успеха миссии зависит спасение жизней 1600 английских парней, включая старшего брата Блэйка.

рецензия на фильм 1917

Простецкий сюжет, аналог роуд-муви, путешествие зрителя с двумя героями. Путешествие опасное, сквозь изрытые воронками поля, через траншеи, разрушенные поселки.

Здесь я сразу остановлюсь на одном из главных и необычных героев киноистории – на декорациях. Это важнейшая составляющая фильма «1917».

Скрупулезное восстановление быта солдат в окопах, обмундирования, амуниции, оружия само по себе прекрасно. Но авторы идут дальше, копают глубже. Путешествие Блэйка и Скофилда позволяет авторам показать многие неприглядные стороны войны – гниющие трупы, копошащиеся в них крысы, окопную грязь, выжженную и изрытую полосу ничьей полосы, оторванные конечности, страдания людей, но и привыкание людей к этим условиям тоже.

Нельзя сказать, что создатели фильма злоупотребляют нелицеприятной картинкой. Напротив, она смотрится естественно в условиях войны. На самом деле ничего не нужно придумывать, чтобы произвести отталкивающее впечатление. Просто покажи всё, что было и ничего не говори. Зритель разберется сам.

рецензия на фильм 1917

Но авторы «1917» делают больше. Они не просто создают декорации, они наполняют их жизнью. Этому во многом способствует имитация съемки всего фильма одним кадром.

Конечно, это всего лишь сложная с технической стороны имитация. Но кадры здесь действительно длинные. Камера, следуя за Блэйком и Скофилдом, проезжает большое расстояние. В центре кадра капралы, на периферии идущая в окопах или на передовой жизнь.

И эта жизнь идет так, как будто нет тут никакой камеры, как будто она именно идет. Камера выхватывает динамичные сценки, мельчайшие подробности жизни вокруг. Актеры, массовка не ждут, когда попадут в кадр или им дадут слово. Очевидно, они и за кадром движутся в том же темпе. На репетициях их погоняли здорово. Работа видна. Эффект очевиден – я верю в эту жизнь.

В рекламе к фильму привлекают именитыми актерами – Колин Ферт, Бенедикт Камбербетч, Эндрю Скотт. Но им дается, дай бог, по минуте экранного времени в маленьких эпизодических ролях. Но и здесь видна мастерская работа. Причем не только перечисленных актеров, но и большинства тех, кого я не знаю по имени. Любая роль, даже маленькие роли в «1917» отработаны тщательно. Произнесший всего несколько фраз персонаж запоминается.

рецензия на фильм 1917

Скажем, Эндрю Скотт (ну это тот, Мориарти из сериала «Шерлок»). Из него получился такой окопный лейтенант, что затмевает даже настоящих главных героев. В нескольких фразах всё – предельный цинизм, усталое равнодушие, тоскливая безнадега. В нем видна история службы, истаскавшей его до такого состояния, а не просто «кушать подано».

Сегодня практически любой фильм о первой мировой – это фильм антивоенный. Тем же характером обладает и «1917». Только здесь антивоенный настрой нагнетается не через сопли или длинные монологи-диалоги, а через простую и ясную картинку. В кино почти отсутствует авторское морализаторство, очевидные нотации. Зато присутствует другое – бессмысленность.

Бессмысленность действий, отдельных смертей, всей войны – это проступает кровавыми буквами. На фоне этой непонятной войны (зачем? ради чего?) остается понятной лишь одна героическая мотивация – спасение жизни других. Собственно, вся интрига сюжета заключается в том, успеют ли Блэйк и Скофилд спасти обреченных на бойню парней.

рецензия на фильм 1917

Если вспомнить фильм «Галлиполи» с Мэлом Гибсоном, то будет понятно, чего лично я ожидал от финала. Впрочем, и тут сценарий «1917» пошел не таким прямым и избитым путем. Впрочем, надежду на что-то хорошее перечеркивает фраза полковника Камберб… то есть Маккензи. Отличная фраза, пожалуй, наиболее сильно подчеркивающая бессмысленность всего происходящего.

Подводим итог? Фильм «1917» вполне заслуживает наград, уже полученных и тех, что он еще получит. Удачный, умный, фильм о первой мировой войне с массой мелочей и подробностей, 9/10 из которых, возможно, не заметишь при первом просмотре. То есть и на второй просмотре, и на третий в нем останется еще чем удивить зрителя.

8 из 10

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ