«Русская рать: испытание Смутой» — очередная книга историка Владимира Волкова. Для тех, кто по слову «Смута» не смог догадаться, о чем тут пойдет речь, присутствует подзаголовок: «Мятежи и битвы начала XVII века». То есть книга охватывает войны, внешние и внутренние, эпохи Смутного времени. Фактически охвачен период 1604-1618 гг.
Небольшое отступление. Теперь, если выстроить в ряд охваченные нами книги В. Волкова «Под стягом Москвы», «Войско грозного царя» и «Русская рать: испытание Смутой», нетрудно предугадать следующую работу автора. Скорее всего, она будет посвящена войнам периода правления царей Михаила и Алексея. С точки зрения русской военной истории любопытнейшая эпоха.
Впрочем, будет или нет новая книга – неизвестно, а пока перед нами лежит уже вышедшая. Вот о ней и поговорим. Сначала о построении. Оно вполне традиционно для автора. Часть первая посвящена описанию боевых действий, войн и походов. Часть вторая рассказывает об устройстве русского войска соответствующего времени. Кроме того, в концовку включены краткие биографии наиболее известных военачальников.
Архитектура вполне разумная. Кто бы сомневался, что самое интересное сосредоточено в начале. Всё-таки для большинства читателей войны и походу куда интереснее внутреннего устройства армии, перечисления принципов ее формирования или снабжения. Но если уж человек вчитался, втянулся в сражения, он с большой доле вероятности пройдет и дальше, посмотрит, как там ковались щит и меч России. Каковы наши принципы в сравнении с армиями Запада?
Кстати, о Западе. Читая о событиях Смутного времени, неплохо бы держать в уме, что оно очень близко примыкает ко временам раннего д’Артаньяна, к началу Тридцатилетней войны. И неплохо бы представлять себе, в чем мы были лучше, в чем хуже. Тем более, что в последующую эпоху нам пришлось тесно соприкоснуться на поле боя с армиями, Запада, формировавшимися по принципам, близким Тридцатилетней войне. Да и, собственно, в Смуту мы имели дело с европейцами. Как в качестве союзников, так и в качестве врагов.
Невоенные, то есть политические события Смутного времени Владимир Волков представляет по минимуму. Правда, он не может удержаться, чтобы не покопаться в таком «насущном» вопросе, как личность Лжедмитрия I. Но поскольку исчерпывающего ответа на этот вопрос, наверное, не последует никогда, то и топтаться на изрядно вытоптанной поляне лично мне неинтересно. Давайте-ка сразу к войне. Или, вернее, к войнам.
Войн в рассматриваемом периоде автор выделяет несколько. Во-первых, некое подобие гражданской войны с налетом интервенции – наступление войск Лжедмитрия I и последующая война Болотникова. Советские историки ошельмовали бы такое совмещение, но Волков в своей воле. Далее идет конфликт, условно названный войной Москвы и Тушина. Да и она частично совпадает с другими конфликтами. Русско-польская война 1609-1618 гг. Русско-шведская война 1613-1617 гг. Плюс непрекращающиеся набеги отдельных атаманов вроде Заруцкого или Лисовского.
Пересказывать всё содержимое первой части было бы крайне глупо. Желающие прочтут сами. Наша задача – дать представление, как и о чем рассказывает Волков. Войн перечислено много. Событий в них тоже на несколько толстых томов, если разбираться в каждом подробно. Поэтому автор скользит лишь по основным вехам, лишь изредка задерживаясь на некоторых или любопытных, или спорных моментах.
В частности, к таким моментам можно отнести оценку действий русского войска в сражениях с первым Лжедмитрием. Старые авторы вроде Разина уверенно заявляли, что в сражении под Добрыничами наша рать продемонстрировала передовой даже для Европы образ действий. Но Волков заостряет внимание на том, что наши стрелки опирались не на строй, а на возы с сеном. То есть на нечто, похожее по принципу на старый-добрый гуляй-город. Или на повозки таборитов. А это уж совсем XV век. То есть ничего передового в таких действиях не было.
Вообще ограниченный объем книги заставляет задавать больше вопросов, чем дает ответов. Скажем, наболевшая тема численности войск. Волков, бывает, категорически отметает цифры из источников или из других авторов, дает свои. И всё это – без всяких расчетов или подтверждений. Конечно, такие расчеты раздули бы томик «Русская рать: испытание Смутой» до неприличных размеров, но что поделаешь, вопросы-то возникают. Как вот можно цитировать Волкова, коль скоро он не подкрепляет себя?
С другой стороны, автор подробно освещает такие эпизоды нашей военной истории, которые и найти-то больше негде. Еще осаду Троицкого монастыря найти нетрудно, но всякие схватки на далеком севере – этого-то где взять? Походы шведов по Карелии, Кольскому полуострову, к Белому морю, или с прицелом аж на Архангельск являются отлично поданными эпизодами.
Или вот сюжет с походом порохового обоза в Троицкий монастырь. Это же основа для отличного военно-исторического фильма. Просто бери и пиши, снимай. Но не-е-ет, эти чудаки-киношники навыдумывают полной бредятины, наймут сценариста «Улиц разбитых фонарей» и снимут очередной позор типа «Стены». Так и хочется, чтобы ввели правило: никто не может стать сценаристом исторического кино, не получив хотя бы диплома истфака. Бездари, книжки читайте и ничего сами не выдумывайте, коли не можете. История всё придумала за вас.
Что до второй части, то автору не удалось выпукло подчеркнуть те моменты, которые отличают состояние дел в Смуту от предшествовавшего периода. А может и не было особо резких скачков – времени-то от Грозного прошло совсем ничего.
Впрочем, одно становится понятно – всё-таки в военном деле Россия начала отставать от Запада. Потому-то Скопин-Шуйский нанимает шведов, потому он обучает свои подразделения иноземным приемам. Опять же – заимствование западного устава. Да и уверенная победа Жолкевского говорит о многом. Хотя в последнем случае Волков в качестве основных причин поражения называет дураков-командиров да измену наемников. И тут можно было бы поспорить да уж больно краток разбор сражения. Общая беда книжки – слишком ее мало. Вот бы того же да потолще.
Но потолще нельзя. Иначе не получится втиснуть скучные, но необходимые подробности о поместных окладах дворян, об устройстве стрелецкой службы, о казаках и пушкарях. Военная история – это не только описание походов и сражений. Надо понимать, как и откуда берутся войска, чтобы потом не лепить ляпов как необразованные писатели и кинодеятели. Или чтобы не рассказывать сказок о 150-тысячных ратях, которые в реальности в неделю бы передохли от голода.
Что ж, пора подвести итог этой несколько сумбурной рецензии. Книга Владимира Волкова «Русская рать: испытание Смутой» является вполне достойным и логичным продолжением серии книг автора о русской военной истории. Хотя ей и не хватает глубины проработки отдельных вопросов. В конце концов, общий ход военных действий в Смуту известен очень хорошо. Но отдельные эпизоды требуют даже не пересмотра, а настоящего научного рассмотрения. Видимо, это остается делом будущего.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор»