УТОПИЯ СТЕЛЛАРИСА
После двух небольших DLC – «Plantoids Species Pack» и «Leviathans Story Pack», — ранее описанных нами, студия «Paradox Development Studio» выпустила почти полноценный аддон, который мы сегодня и рассмотрим. Дополнение получило название «Utopia», одинаково хорошо звучащее на всех языках. Кстати, о языках. Приятно, что разработчики продолжают поддержку русского. Соответственно, любое дополнение автоматически будет загружаться на нашем родном русском.
Броское словечко «Утопия» впервые появилось в книжке Томаса Мора аж в начале XVI века. Означало оно тогда название острова, на котором построено идеальное государство или общество. Собственно, и сегодня одно из значений этого слова – идеальное общество. Применительно к DLC для «Stellaris» можно сказать: кастомное или пользовательское общество. Разработчики пытаются дать игроку инструменты для построения своей цивилизации с уникальными чертами.
Вы возразите: куда уж тут уникальнее – саблезубые грибы или говорящая плесень. Однако в базовой игре все эти расы различаются лишь внешне. Ну, еще разве что уровнем приспособленности к тем или иным условиям на планетах. В остальном они делятся на стандартные демократии и диктатуры. А само общество, население лишено голоса. Его как бы и нет в вашей космической империи.
И тут «парадоксы», как это у них водится, решили обратиться к опыту других своих продуктов. В частности, к «Виктории». Уж там отдельные группы населения выделялись как могли. Они даже осмеливались иметь свои политические предпочтения и при организации толп в большие кучи могли требовать у правительства реформ. Правительство же имело возможность более-менее гибко реагировать на эти требования, выстраивая не совсем стандартное государство. Ну, или можно сказать, игроку предоставлялся, пусть и стандартный, но выбор из большого количества вариантов сочетаний политических элементов.
Вся эта сложная речь в предыдущем абзаце пытается донести до читателя простую мысль: в «Stellaris Utopia» разработчики разнообразили политическое устройство империй и усилили роль населения. Правда, усиление получилось не очень сильное. На самом деле игровой процесс если и изменился, то незначительно. Всё равно игра сводится к быстрому захвату и эксплуатации ресурсов и к глобальным звёздным войнам. Без особой оглядки на население. Мало ли что там ему хочется.
На самом деле даже «парадоксы» в анонсах не упирают на новые социальные и политические штучки. Им больше нравится рекламировать мега-сооружения, которые действительно выглядят впечатляюще. Чего не скажешь о численных параметрах игры, отвечающих за настроения населения. Но о мега-сооружениях и их бессмысленности мы поговорим ниже. Именно в силу бессмысленности. Пока же еще несколько слов об уникальном пути развития нашей или вражеской цивилизации.
Во-первых, при выборе цивилизации появляются настройки, делающие ее чуть уникальнее. Ну там милитаризм/пацифизм и прочая ерунда. Во-вторых, имеет место попытка поднять роль ПОПов (групп населения). Она сводится к возникновению у населения политических предпочтений, в результате чего ПОПы объединяются во фракции, которые внимательно следят за деятельностью правительства и либо одобряют ее, либо нет. Например, фракция предпочитает мирный путь развития. Значит, она не одобрит войну и слегка обозлится. Другая фракция, фракция милитаристов, напротив, может озлиться, если империя не будет расширяться.
По идее, игрок должен лавировать между тянущими вразнобой группировками. Но на практике у меня с ними особых проблем не было. В конце концов, всегда предлагается какой-нибудь инструмент для усмирения недовольных.
Другая фишка в чем-то похожая на «Europa Universalis IV» связана с глобальными характеристиками державы. Авторы вводят в игру новый ресурс – Единство. Копим его, копим, а затем в спецэкране выбираем что-то вроде технологий или как там… традиций, что ли. Одни традиции усиливают экономику, снижая расходы на строительство. Другие традиции влияют на боевую мощь. Третьи позволяют эффективнее колонизировать планеты. Выбор не такой уж и большой, но все слоты в одной кампании не открыть. Поэтому и придется выбирать уникальный путь развития. Подразумевается, что в каждой новой кампании игрок будет пробовать иные пути, но опыт подсказывает, что каждый выбирает один-единственный маршрут, наиболее выгодный с точки зрения стиля игры конкретного человека. И дальше всегда использует лишь его.
Чуть расширены возможности обращения с примитивными расами и рабами. Дикарей можно воспитывать, склоняя к нашей этике, а рабов использовать несколькими способами. Это всё любопытно, но хорошо лишь для любителей тихого стиля игры. Если же заниматься звездными войнами, то будет уже не до деталей обращения с рабами. Думаю, большинство игроков бросит все силы на создание флота и завоевание галактики со всеми ее грибами и щупальцерукими петухами.
Теперь перейдем к мега-сооружениям и объясним, почему я их назвал бессмысленными. Аддон «Utopia» добавляет в «Stellaris» возможность возведения огромных сооружений. Огромных как по значению, так и по стоимости. Их совсем немного. Например, сфера Дайсона. Возводится вокруг звезды и аккумулирует ее энергию. Дает игроку, скажем, сто единиц энергокредитов в месяц. А, каково? Соточка! Неплохо, да?
Да, было бы неплохо, если бы выпадало в начале игры. Однако возведение такого сооружения требует развития науки, то есть открытия массы высоко висящих на дереве технологий. Кроме того, требуется огромное количество ресурсов, позволить потратить которое может только богатая, то есть уже развитая по самое не могу империя.
Вот тут-то и кроются причины бессмысленности. Во-первых, мега-сооружения доступны на поздних стадиях игры. К тому времени большинство игроков уже сворачивает кампанию. Досиживают лишь настоящие фанаты игры. Во-вторых, экономический эффект в сотню энергокредитов в конце кампании вряд ли можно счесть решающим или значимым. Любой умелый боец, ветеран «Стеллариса» к тому времени если и не подомнет под себя галактику, то уж точно набьет закрома ресурсами под самую завязку. Таким образом, подобное мега-сооружение подавляющему большинству игроков либо не нужно, либо недоступно в силу их более раннего выхода из игры.
То же касается иных сооружений, например, научных станций. Ну что такое в конце кампании полсотни научных очков? Да любая ваша звездная система уже дает почти столько. Да и что там развивать в конце кампании? Если вы еще не подмяли галактику, то она подмяла вас.
Кроме мега-сооружений, в игру добавлены еще кое-какие постройки и возможности улучшения. Но они меньшего масштаба. Зато может быть большей полезности. Например, на неподходящих для заселения планетах мы можем создавать обитаемые станции. Они позволят всё-таки как-то эксплуатировать богатства иных миров. Да и народу будет куда переселяться, а значит мы решаем проблему демографии и перенаселения. Правда, на орбитах таких поселений нельзя строить космопорты. Соответственно, их защищенность оказывается крайне низкой.
В общем, дополнение «Stellaris Utopia» небесполезное, не лишенное определенного интереса, кое-что дающее как начальному, так и конечному этапам кампании. Но всё же изменений, вносимых им в игру, недостаточно для гордого именования аддоном. «Парадоксы» давно измельчали, как измельчали и их дополнения. Эта их традиция выкачивания денег за предложение незначительных изменений, к сожалению, укрепляется и в «Стелларисе».
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Реальность у каждого своя. Виртуальность у нас общая.»
ВП