N.B. Все картинки, кроме собственной фотографии, принципиально взяты из интернета после элементарного краткого поиска — для того, чтобы показать, как всё просто.
Есть такое невесёлое культурное явление, именуемое «девочка-дизайнер».
(Не в обиду девочкам и дизайнерам, но название уже исторически сложилось, хотя ответственным за подобное разгильдяйство (или прямое вредительство?) может быть кто угодно).
Что за явление? Ну, когда, например, на электронной открытке, поздравляющей с 23 февраля нарисован немецкий «Тигр», или на плакатах, расклеенных в честь 9 мая, изображены панцергренадеры с MG42. И всё такое прочее.
Вот такое «официальное» (наверное) граффити я сфотографировал в Саратове, на набережной Волги.
Что с ним не так, спросите вы? Да есть кое-что.
Нет, с самой Мариной Расковой всё в порядке, хоть её связи с Саратовом не так явны и очевидны, как, например, у Гагарина. И родилась она в Москве, и лётному делу обучалась там же. При этом и в Саратове, и в Энгельсе есть улицы её имени. Почему?
Ну, во-первых, организованные с её подачи три женских авиаполка – истребительный и два бомбардировочных (средних бомбардировщиков-пикировщиков Пе-2 и ночных лёгких бомбардировщиков По-2) формировались на знаменитом (или пресловутом? это как посмотреть) энгельсском аэродроме. Том самом, многократно мной поминаемым. Командиром полка на Пе-2 Раскову и назначили.
А во-вторых… Под Саратовом Раскова при перелёте на фронт в 1943 году разбилась и погибла.
В общем, рисовать Раскову в Саратове имели полное право. Вот только за основу взяли не «местную» фотографию военных лет, а самую красивую и фотогеничную – от беспосадочного перелёта «Москва-Владивосток» на самолёте «Родина», который, несмотря на все перипетии и неудачи (не считая «недолёта» и вынужденной посадки «в болото» — 30 спасателей, погибших при столкновении ТБ-3 и «Дугласа» DC-3 на Дальнем Востоке), собственно и прославил Раскову.
В «девичестве» «Родина» была не пошедшим в серию бомбардировщиком АНТ-37 (ДБ-2) конструктора П.О.Сухого, работавшего тогда в коллективе А.Н.Туполева. ДБ-2 по многим узлам был унифицирован с разрабатывавшимся параллельно «скоростным бомбардировщиком» СБ – триумфатором гражданской войны в Испании и «пушечным мясом» начала Великой Отечественной.
Ну ладно, раз с Расковой всё нормально, чего ты тогда прицепился к настенной живописи? – спросите вы. А вот чего. Пусть Раскова не была ни лётчиком-истребителем, ни «нормальным» (а не показушно-пропагандистским) лётчиком-фронтовиком, рисовать рядом с ней самолёт-истребитель можно. Для наглядности и всё такое. Но не лишь бы какой, всё-таки!
Давайте сравним?
Ребята! То, что вы изобразили – это совершенно очевидный английский «Спитфайр» (!) с совершенно очевиднейшими английскими опознавательными знаками!!!
Хрен с ним, с самим самолётом, но отличить красную звезду от кокарды RAF (даже в чёрно-белом варианте, даже не зная о том, что вообще такое RAF) – для этого не нужно разбираться в авиации, для этого достаточно иметь просто базовые, дошкольные, знания об истории своей страны!
Я мог бы долго распространяться на тему того, что «Спитфайры» в СССР по ленд-лизу поставлялись поздно и относительно ограниченно, первая партия б/у истребителей модификации VB («пять Б») прибыла только 10 января 1943 года, через неделю после гибели Расковой, что всего «Спитфайров» было поставлено относительно немного (всего до 12 июня 1945 года к нам попали 143 VB, 1183 LF IX, 2 HF IX, 9 LF XVI да ещё десяток фоторазведчиков), что выглядел бы советский «Спитфайр» совсем не так, что женские экипажи на них совершенно точно не летали…
Я мог бы порассуждать на тему того, что «Спитфайр», с его стремительным силуэтом, эллиптическим крылом и выпуклым фонарём кабины, просто красивый самолёт и художник взял его просто за фотогеничность, совершенно не разбираясь, что это за самолёт, чей он и какое отношение имеет к Расковой.
Красные квадратики на консолях крыла – бумага, которой заклеивали пулемётные порты. После первых выстрелов бумага рвалась, а до того – улучшала аэродинамику и не позволяла забиться грязи в стволы и механизмы. Далеко выступающие «трубки» — обтекатели 20-мм пушек «Испано-Сюиза». Двигатель «Роллс-Ройс Мерлин» не допускал установки оружия в развале блока цилиндров, немцы, русские, изредка американцы, старались группировать оружие по оси самолёта, в том числе – ставили пушки, стреляющие через полый вал редуктора, англичане же вынуждены были ставить всё оружие в консоли крыла.
Можно было бы поспекулировать на тему – изобразил ли художник, по незнанию, английские опознавательные знаки «пониженной заметности» — кокарды «типа B» (наносились на верхнюю часть плоскостей, как на фотографии выше), либо – австралийские опознавательные (белый круг внутри синего).
Но всё гораздо — гораздо! – проще и прозаичнее. Художник просто схалтурил. Откровенно и смачно плюнул в душу. Этот «творец» просто взял совершенно убогую поделку из интернета, сляпанную другим бездарем, (которую я обнаружил буквально в тридцать секунд «яндексения») и бездумно, без малейшего проблеска разума, приляпал на стену. (Что можно подумать о том идиоте, который создал такой изначальный «коллаж» — даже и не знаю. Точнее, знаю — но не скажу, мешает внутренняя цензура).
Но и это ещё не всё! Я-то думал, что дно достигнуто, но тут снизу постучались. Спустя ещё десять секунд «яндексения» (ну, даже Гугл не понадобился) я нашёл «исходник исходника».
Я просто не стал искать дальше, что это – просто картинка, реклама какой-нибудь компьютерной игры или что-то ещё. Один сделал хорошо, настоящий молодец, другой украл и отфотошопил без тени мысли, третий – перенёс на стенку, без следа тени мысли… Ох, «художники», ох «творцы», мать их…
Ну да ладно, ни Раскова, ни «Спитфайр» не виноваты. Для позитивного послевкусия – ещё одна красивая современная фоточка.
На капоте двигателя – польская «шаховница», под фонарём кабины, позади Дональда Дака – эмблема 303-й («польской», «имени Костюшко») эскадрильи RAF и флажок командира эскадрильи. Многие лётчики, не только польские, после поражения и капитуляции своих стран, продолжили войну в составе британских ВВС. Кое-кто пририсовывал к английским опознавательным свои, национальные.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Андрей Гузенко (Erofey)
Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года. Специализируется на игрушках и военной истории второй мировой войны
Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com