В. Шишкин. Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках

История франции
П. Рубенс. Генрих IV доверяет регенство Марии Медичи

Серьезные люди, профессиональные историки. Уважаю. Взять хотя бы Владимира Владимировича (серьезное сочетание) Шишкина и его книгу с длинным названием «Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках». Это же надо – писать про такое и ни разу не помянуть Дюма с его королевой Марго, графиней де Монсоро и целой толпой мушкетеров. А ведь книга-то, как ни крути, а прямо вот про это.

Начнем с длинного названия. Для диссертации, вариацией которой и является книжка, название ничуть не длинное, а самое обычное. Если убирается в одну строку, то даже короткое. Да, «Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках» — это переложенная на общедоступный язык кандидатская диссертация. Посему можем быть уверены, что уж в ней-то всё будет серьезно и правдиво. Да и ясно, почему не помянут господин Дюма – литературным вольностям не место в диссертациях.

Кстати, так, по нашему мнению, считали серьезные ученые, которые были напрочь лишены литературного таланта. Они-то и учудили то, что принято называть деловым стилем, а на самом деле просто галиматьей, затрудняющей понимание сути. И все последующие поколения ученых, глядя в рот великим предшественникам, продолжают катать этот неудобоваримый официоз вместо того, чтобы переходить на человеческий язык. Я, кстати, как-то попробовал, так сразу же словил от больших ученых категоричные замечания, сопровождаемые требованием изменить этот вольный стиль.

Вернемся к В. Шишкину и его книге. Она, слава богу, написана достаточно внятно. Да, без литературных украшательств, но хотя бы просто хорошо и с минимумом непонятных терминов. Так что читать ее даже приятно.

История франции
С. Вуэ. Анна Австрийская (в кино ее играла А. Фрейндлих)

Теперь к содержанию. Следы диссертационного происхождения просматриваются в строгом разделении материала на части и главы, которые в научном труде вполне могли бы быть главами и параграфами. Впрочем, хорошее структурирование еще никому не вредило. Значит, хорошо.

Хронологически рассказ охватывает события от правления Генриха III («Графиня де Монсоро») до Людовика XIII («Три мушкетера»). Хотя автор немного залезает в предысторию, то есть в более ранние правления XVI века. Чаще всего упоминая Франциска I («Асканио»). Отдельная большая глава посвящена и Маргарите Валуа с ее свадьбой накануне Варфоломеевской ночи («Королева Марго»). Да и «Две Дианы» плюс «Сорок пять» тоже попадают в изучаемый просвет. То есть куда ни сунься, без ассоциаций с Дюма не обойтись. Особенно если в былые времена зачитывался им взахлеб. И, конечно, знаменитый французский писатель врал почем зря. Это очевидно и без лишних доказательств. Ну а чтение книг, подобных «Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках», убеждает в этом более обоснованно.

Но не всё так радужно для ожидающих увлекательного чтива. Времена-то интересные, личности яркие, события громкие, только вот тема исследования более узкая – автор рассматривает эволюцию королевского двора. Фактически того, что мы привыкли воспринимать как само собой разумеющееся, но на самом деле не знали об этом ничего. Ну да, слышали такие слова шталмейстер, церемониймейстер, камергер, гофмейстерина. А прижми каждого к стенке да спроси: кто это такие? И ведь никто не ответит. Конечно, Шишкин отвечает не на эти простые для него вопросы. Он пытается рассмотреть не просто, кто это такие, но как они появились, чем занимались, кто состоял на этих должностях и какую роль всё это играло в тогдашней Франции.

Да, согласен, тема не такая увлекательная, как войны, походы или хотя бы политические биографии. Но, во-первых, нас тут обещали не развлекать, а просвещать. Во-вторых, присутствуют в книжке и политические биографии. Скажем, достаточно подробно представлена жизнь королевы Марго. А то ведь, знаете ли, для большинства она присутствует ровно столько, сколько ее есть в романах Дюма, а за их пределами эта прелюбопытнейшая особа в общественном сознании как-то отсутствует. Отдельные главы посвящены такой важной да и просто интересной теме, как заговоры против Ришелье. Ведь на него ополчались не только д’Артаньян и три мушкетера, а добрая половина всё того же двора.

История франции
П. Рубенс. Людовик XIII (в кино О. Табаков)

Но нельзя не упомянуть и о недостатках, которые проистекают всё из тех же диссертационных корней. Хотя это недостатки не книги, не стиля, это недостатки с точки зрения рядового читателя, знающего об эпохе не более чем рассказал о ней Дюма. Автор не дает исторических экскурсов в упоминаемые им темы. В частности, по умолчанию подразумевается, что читающие ориентируются в истории гугенотских войн. Поэтому все события войн, которые в принципе влияют на суть происходящего в книге. Поминаются вскользь. Как, скажем, если бы кто-то писал: «Сталинградская битва… ну да вы знаете». Да, Сталинградскую битву знают многие, а вот с гугенотскими войнами, уверен, у нас дело тухлое.

Второе. Автор как-то скользит по двору, скользит, в частностях вроде бы всё понятно, но не всегда очевидно, что же именно он хочет донести до читателя. Впрочем, этот момент слегка прикрыт свойственными ученым выводами к каждой части. Так что если вы не уловили мысль автора, можно вообще сразу заглянуть в конец главы/части, а потом вернуться к началу. Так будет понятнее.

Третье. Лично мне не хватило информации. Я бы с удовольствием задал несколько вопросов автору. Как-то совсем оказались не затронуты экономические вопросы. Вроде того: сколько денег поглощал двор (желательно видеть график во времени)? То есть какова это была доля (пусть будет весьма приблизительная) от всего бюджета королевства? Соответственно, как это влияло на ситуацию во Франции в целом? Оценка: хорошо это или плохо, уравновешиваются ли минусы плюсами? Как мне кажется, вопросы достаточно очевидные и важные.

Ну да ладно, что есть, то и есть. Да, не так много по общей истории Франции XVI-XVII вв, но как дополнительный кирпичик в общее здание наших представлений пригодится. Тем более что тут действительно затрагивается тема, о которой мы как-то не задумывались. А ведь королевский двор – это совсем не просто и очень важно.

Примечание

По понятным причинам выложить файлы для скачивания мы не можем. Но если появится у вас особый интерес, не сопровождаемый желанием купить, пишите нам — бескорыстно поделимся электронным вариантом.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор»


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ