![сериал пустая корона](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2019/07/hollow-crown-henry-iv-5.jpg)
«В ГРОБ С ОТЦОМ СОШЛО МОЕ БЕСПУТСТВО»
Первая часть «Генриха IV» была скорее комедией. Часть вторая в большей степени трагедия. Хотя и является без всякого перерыва продолжением первой.
Исторической основой сюжета здесь является продолжающееся восстание против короля. Герцог Нортумберленд узнает о гибели сына, Хотспёра. И поднимает на короля всё, что можно.
Сам Генрих IV стоит на краю могилы. Ослаблен, разбит, болен. Он не в силах сесть в седло. Трагедия его усугубляется продолжающимися гулянками и попойками старшего сына. Поэтому на Нортумберленда отправляется войско под командованием герцога Уэстморленда.
Интересно, что в поход отправляется даже Фальстаф со своими приятелями. А принц Хэл остается дома.
Кстати, о Фальстафе. В первой части он был ведущим клоуном пьесы. В части второй старик эволюционирует в сторону трагизма. Даже несколько комедийных сценок больше отдают горечью, чем весельем.
![сериал пустая корона](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2019/07/hollow-crown-henry-iv-6.jpg)
Между прочим, исторически интересно взглянуть на его поход против мятежников. На самом деле здесь немало любопытных деталей, почти выведенных за рамки сюжета.
Фальстаф получает права капитана и некоторый капитал на вербовку отряда. Со своими полномочиями он отправляется в провинцию, где вербует в войско самое последнее отребье. Полуживых доходяг без вооружения и доспехов.
Цель этого мероприятия в фильме явно не проговаривается, но исходя из контекста эпохи понять не сложно. Фальстаф хочет только довести этот сброд до поля боя, где его благополучно перебьют опытные бойцы мятежников. А полученные на вербовку денежки так и останутся в «чахоточном» кармане капитана. «О, времена, о, нравы».
И всё для старого хитрюги сходит благополучно. Даже его воинство не уничтожается, а просто куда-то испаряется. Дальше еще лучше: приходит известие о смерти короля и о восхождении на трон принца Хэла. О, вот тут праздник на улице Фальстафа: его дружок-собутыльник король!
![сериал пустая корона](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2019/07/hollow-crown-henry-iv-7.jpg)
Стать королем реальному Генриху V, наверное, было проще, чем актеру Тому Хиддлстону. И вопрос не в его восприятии зрителями как Локи из бесконечных «Торов» да «Мстителей». Во-первых, не все смотрели это безобразие (я не смотрел). Во-вторых, он, что называется «тащит». Да так, что забудешь все прошлые роли.
Вопрос в сложности прописанной Шекспиром роли. Тут надо из кабацкого гуляки трансформироваться в самого знаменитого английского короля. И если у реального Генриха V на это были годы, то у Хиддлстона всего пара часов экранного времени.
Время дорого, поэтому сцен с дурачествами Хэла тут много меньше, чем в части первой. Хэл тоже эволюционирует в фигуру драматическую. Ему ведь еще надо успеть примириться с умирающим отцом, порвать со своим прошлым. Не только внешне, но и внутренне.
И самым знатным символом этого разрыва служит сцена встречи Генриха V и Фальстафа. Старый прохиндей еще не понимает, что между принцем Хэлом и королем Генрихом V нет ничего общего. Ну, разве что одна внешность. Хотя и внешне он как-то преобразился.
То-то было потрясен старый пень, заранее возомнивший себя, как минимум, главным советником нового короля. И тут игра актеров восходит, пожалуй, на наибольшую высоту во всей пьесе. Поистине концовка «Генриха IV» идет на вздохе, а не на выдохе.
![сериал пустая корона](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2019/07/hollow-crown-henry-iv-8.jpg)
Кроме этих главных персонажей, в пьесе мелькает много исторических персон. Неподготовленный глаз да еще в виде постановки (то есть без пояснительных авторских слов, кто тот или иной говорящий) вряд ли схватит их. Но в контексте сериального представления всех исторических трагедий Шекспира можно отметить нескольких деятелей.
Прежде всего, в «Генрихе IV» на фоне короля мелькают его сыновья. С Генрихом V всё ясно, он фактически имеет роль даже более развитую, чем у Генриха IV. Но кроме него, у короля было еще три сына. И два из них имеют свои роли, например, в «Генрихе VI». Хамфри Глостер вообще там один из главных героев. А герцог Бедфорд исторически известен по противостоянию с Францией Жанны д’Арк.
Главный мятежник пьесы, герцог Нортумберленд – отец и дед герцога Нортумберленда и графа Перси, главных действующих лиц первого этапа Войны Роз. О них много, очень много пишется, например, в «Войне Роз» Конна Иггульдена.
Что интересно, потомки герцога, восставшего против Генриха IV, были ярыми сторонниками внука короля, Генриха VI. Как там у них, у аристократов всё сложно.
Хотя постойте, мы забегаем далеко вперед. Какой там Генрих VI? Мы еще с «Генрихом V» не разобрались.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
![](/wp-content/uploads/2016/07/VP-2.jpg)
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра