Пустая корона — Генрих VI, часть 2

сериал пустая корона
Король Генрих VI

«УМРИ, ПРОРОК, СВОЕЙ НЕ КОНЧИВ РЕЧИ»

Часть вторая «Генриха VI» открывается зловещим прологом (он же эпилог первой части) – ковыляющим горбатым силуэтом Ричарда Глостера, младшего Йорка. Этот колоритный персонаж достался раскрученному и не бесталанному актеру Бенедикту Камбербетчу.

В двух последних сериях именно он является центральной фигурой, он притягивает к себе внимание. Допустим, в «Ричарде III» это легко объяснимо хотя бы тем, что он тут заглавный персонаж. Но и в «Генрихе VI» Камбербетч сильно тянет одеяло на себя, отодвигая на второй план прочих королей и королев.

Здесь Ричард еще не выглядит патологическим злодеем, маньяком-властолюбцем. Но кое-какие болезненные черты можно заметить. Особенно зная последующее развитие событий. Тем любопытнее наблюдать эволюцию персонажа.

Да, надо сразу отметить, что с шекспировским текстом авторы фильма обращаются достаточно вольно. Нет, не то чтобы переписывают, а просто режут. Достаточно сказать, что у Шекспира «Генрих VI» состоит из трех частей. Эти части упакованы в две серии экранизации.

сериал пустая корона
Король Эдуард IV Йорк

Впрочем, неискушенному в чтении Шекспира зрителю до этого нет дела. Дело ему есть до происходящего на экране. Так вот, можно порадоваться. Хотя театральные условности диктуют своё, с исторической точки зрения вторая часть куда лучше первой.

Действие открывается первым сражением при Сент-Олбанс (я бы даже сказал: в Сент-Олбанс, поскольку бои шли прямо на улицах городка). Облаченные в латы воины неизящно дерутся в грязи. Боевая сцена, в общем, поставлена не так уж и скудно. С идеей.

Здесь сходу запускается маховик репрессий. Средневековые аристократы особо не церемонились, рубили головы оппонентам прямо на поле боя. Это отмечено в хрониках. Это происходит и на экране.

Вообще, натурализм кровавых сцен – визитная карточка сериала «Пустая корона». Тут авторы явно стараются перебрать с кровищей и грязищей, чтобы внушить отвращение ко всему этому безобразию. Но на деле льют воду на мельницу реализма.

Хронологически всё действие второй части «Генриха VI» охватывает промежуток 1455-1471. От первого сражения при Сент-Олбанс до убийства (до сих пор под знаком вопроса) последнего короля из рода Ланкастеров.

сериал пустая корона
Король Людовик XI

Шестнадцать лет, конечно, не ощущаются в театральной постановке. Да и в экранизации тоже. Но по количеству переходов через ноль эта эпоха даст сто очков вперед многим другим. Сколько тут было свержений и захватов короны, заключений в темницу королей, измен и предательства. Фильм (и Шекспир) зацепляет лишь крохотную часть. Зато самую яркую.

Действие выплескивается за пределы Англии и переходит к французскому двору Людовика XI. Признаться, я был готов ко многому, но только не к такому Людовику. Клоун Мориарти из сериала «Шерлок» — это, конечно, забавно, но как-то уж слишком.

Хотя этот ход легко объяснить с точки зрения рекламы. Как же! Шерлок-Камбербетч и Мориарти-Скотт снова вместе. Если полистать интерент, можно увидеть, что этот ход использовали. Да какое там вместе? Они даже не пересекаются в кадре. А у Людовика и слов только на «кушать подано». Ну, пусть будет Мориарти. Не жалко. Даже забавно.

О королеве-негритянке. Она никуда не делась. Но при этом есть пара плюсов. Во-первых, актриса по возрасту приближается к героине образца 1471 года. Во-вторых, зритель (по крайней мере, я) заранее проникся ненавистью к занявшей не свое место негритянке. И это способствует верному восприятию злобно-властолюбивой королевы Маргарет. Наказана она будет сверх меры.

сериал пустая корона
Ричард Глостер люстрирует наследника Ланкастеров

На самом деле жаль, что насыщенная событиями и драматизмом эпоха спрессована в одну серию. Тут что ни эпизод, то потенциальный сюжет для экранизации. Смерть Ричарда, герцога Йорка. Раздор между тремя его сыновьями. Тут кстати виновницей раздора является еще одна женщина, чью роль не удалось оттенить – слишком много ярких конкурентов на сцене.

Потом жестокая обида Уорика, предательство и его переход в стан Ланкастеров. Последний взлет Ланкастеров. Драма королевы Маргарет.

Да, всё это в серии присутствует, но, идя за Шекспиром, авторы уделили этим эпизодам лишь крохи внимания. А эпоха-то богата на сюжеты и характеры.

Э, да ладно. В конце концов, авторы ставят не «Войну Роз» Иггульдена, а трагедии Шекспира. И ставят их неплохо. Даже хорошо. Особенно выигрышно смотрится «Ричард III» — последний эпизод сериала.

сериал пустая корона
Итог царствования

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ