Календарь второй половины июля 1812 года
1 августа (20 июля)
Барклай в Смоленске
1-я Западная армия Барклая достигает Смоленска и располагается на правом (северном) берегу Днепра. Армия Багратиона находится всего в двух переходах от города.
Увлекшийся преследованием Удино авангард Кульнева попадает в засаду. Сам Кульнев смертельно ранен. Витгенштейн прекращает движение вперед. Удино отходит на Полоцк.
Макдональд занимает оставленную русскими крепость Динабург.
2 августа (21 июля)
Встреча
Оставив свои войска на походе, Багратион спешит в Смоленск, где встречается с Барклаем. Взрыва или скандала не происходит. Оба генерала находят общий язык. Багратион, будучи старше по чинопроизводству, соглашается подчиняться Барклаю.
В этот день от 1-й армии отделяется кавалерийский летучий отряд Венцингероде, в задачу которого входит поддержание связи с Витгенштейном и диверсии против левого крыла армии Наполеона. Фактически это прообраз партизанского отряда.
Наполеон с гвардией остается в Витебске. Передовые части его армии также стоят на месте.
3 августа (22 июля)
Соединение
2-я Западная армия достигает Смоленска и располагается на левом (южном) берегу Днепра. Соединение двух армий состоялось после пятинедельных маршей, арьергардных стычек и ряда попыток французов отрезать и уничтожить Багратиона.
Соединенное русской войско на начало августа насчитывает около 120 тысяч человек (в 20-х числах июня было около 160 тысяч). Если отбросить выделенный корпус Витгенштейна и боевые потери, может сложиться впечатление, что санитарные потери армии малы.
Это, конечно, не так. Просто по мере отступления русские получали пополнения. Например, Барклай в Смоленске присоединил 27 резервных батальонов. Этой возможности лишена армия Наполеона.
4 августа (23 июля)
Передовой отряд
Багратион выделяет 27-ю дивизию Неверовского и отправляет ее по дороге на Красный (45 км от Смоленска по южному берегу Днепра). Выдвижение сделано для поддержки передовых казачьих частей. Но уже через полторы недели сыграет важную роль в Смоленском сражении.
В Смоленске происходит пополнение потрепанных полков обеих армий за счет резервных батальонов Смоленского корпуса.
5 августа (24 июля)
Вылазка из Риги
Командир рижского корпуса генерал Эссен выдвигает вперед два полка для разведки положения неприятеля.
Взять Ригу должны были части маршала Макдональда. Не имея осадной артиллерии, Макдональд даже не рассматривал всерьез осаду или штурм. Однако начальник русского гарнизона Эссен в ожидании атаки еще в июле спалил дотла митавское предместье Риги. Артиллерию французы получили только в сентябре.
На Смоленском направлении происходят незначительные стычки и перемещения некоторых частей.
6 августа (25 июля)
Военный совет
В начале августа корпуса Наполеона были разбросаны в треугольнике Могилев-Витебск-Рудня (60-70 км от Смоленска). У самой Рудни выдвинут корпус Мюрата. За ним на полпути к Витебску стоит Ней. Эти-то уединенные корпуса и манили к себе русских стратегов.
6 августа в Смоленске состоялся военный совет. Барклай настаивал на дальнейшем отходе без сражения. Но он остался в меньшинстве и был вынужден принять план активных действий.
План заключался в наступлении обеих армий на Рудню по северной стороне Днепра, прикрыв южную сторону одной дивизией Неверовского.
7 августа (26 июля)
Начало наступления
С утра русские армии выступили на Рудню тремя колоннами. Левофланговую колонну составляла 2-я Западная армия, двигавшаяся вдоль северного берега Днепра. Правее нее шли две колонны 1-й Западной армии.
Учитывая неосведомленность неприятеля и изолированность корпусов Мюрата и Нея, план по их разгрому вполне мог удаться. Для успеха требовалось одно – скорость. Будь во главе русской армии кто-то вроде «генерала вперед» Суворова, русские войска могли бы одержать частную победу. Но Барклай мало того, что не обладал суворовским темпераментом, он еще был противником операции.
8 августа (27 июля)
Заминка
Барклай получает известия (оказавшиеся ложными) о наличии у него на правом фланге (у Поречья) группировки противника. Он останавливает движение колонн на Рудню и разворачивает их вправо.
В общем, если бы в Поречье оказался французский корпус, его можно было бы отрезать от главных сил и разбить. Но в том-то и беда, что никакого корпуса в Поречье не было. Да и медленные перемещения русских армий не отловили бы его, даже будь он там.
Не получил приказа о повороте только Платов. В этот день он у Молева Болота сталкивается с авангардом Мюрата и отбрасывает его. Таким образом, русские обнаруживают свое присутствие, а движение на Мюрата главных сил уже прекращено.
9 августа (28 июля)
Тревога в стане врага
Наполеон – не Барклай. Получив известие о появлении русских у Молева Болота, он немедленно поднимает армию и начинает ее сосредоточение. Для Наполеона еще остаются загадкой намерения русских. Готовы ли они дать генеральное сражение? Что ж, тогда и он, Наполеон, будет готов.
Русские же теряют драгоценное время и всё еще топчутся, не пройдя и трети расстояния до Рудни. Впрочем, операция уже сорвалась, и лучшее, что может сделать Барклай, это отойти к Смоленску. Однако он остается на месте.
10 августа (29 июля)
Бои на стратегических флангах
В центре стратегического театра военных действий происходит перемещение корпусов. Ситуация напоминает затишье перед бурей.
На стратегических флангах идут бои. На юге 3-я армия Тормасова уже не первый день ведет бои в районе Брест-Литовск-Кобрин с войсками армии Шварценберга. На севере идут бои в окрестностях Риги, а также на полоцком направлении между корпусами Витгенштейна и Удино.
На заметку историческим писателям. Часто в романах можно встретить обращение «князь» или «светлейший» в отношении Кутузова в первую половину 1812 года, а то и ранее. Но княжеское достоинство и «светлость» Кутузову император пожаловал указом от 29 июля по старому стилю.
11 августа (30 июля)
«Когда в товарищах согласья нет»
Без меры раздраженный на бесконечное топтание вблизи Смоленска Багратион начинает закипать. Свою досаду на Барклая он выплескивает в письмах к А. Ермолову, начальнику главного штаба при Барклае (письмо от 30 июля по старому стилю):
«Отношение [распоряжение – В.П.] обширное министра [Барклая – В.П.] я получил; оно не заслуживает никакого внимания, ибо невозможно делать лучше и полезнее для неприятеля, как он. Я пишу к нему к нему единственно для очистки себя и отвязаться от него».
Еще чуть-чуть и дело дойдет до прямого обвинения Барклая в измене.
12 августа (31 июля)
Сражение под Городечно
Продолжаются бои на стратегических флангах. 11 августа Витгенштейн имел горячее дело с Удино, 12 августа происходит сражение на южном фланге.
Городечно – местечко в Кобринском уезде Гродненской губернии. Здесь 18 тысяч Тормасова нарвались на 40-тысячную армию Шварценберга. Австро-саксонцы атаковали вяло, что и позволило русским удержать позиции. Опасаясь быть обойденным превосходящими силами, вечером Тормасов отступает.
В донесении Тормасов определяет свои потери в 1300 человек. Шварценберг заявил о тысяче со своей стороны. Именно за этот бой Шварценберг получил от австрийского императора звание фельдмаршала, что впоследствии позволило ему претендовать на должность главнокомандующего войсками Шестой коалиции.
13 (1) августа
Решительный маневр
Определение, вынесенное в заголовок, не относится к Барклаю. Он потерял слишком много времени и совершил слишком много лишних передвижений войск. В частности, предыдущим днем отправил армию Багратиона в Смоленск, а сегодня, убедившись, что в Поречье нет противника, приказал ей возвращаться назад с целью дальнейшего наступления на Рудню.
Только ведь и в Рудне уже не было неприятеля. Свой маневр начал выполнять Наполеон. Он задумал всеми силами перейти Днепр южнее русских, выйти к Смоленску с юга и зайти в тыл обеим русским армиям. Сегодня его войска сосредоточились у переправы, сам Наполеон выехал из Витебска.
В чем причина топтания на месте Барклая, до сих пор спорят историки. Одни говорят о некомпетентности генерала, другие утверждают, что всё так и было задумано – категорический противник решительного столкновения, он нарочно потерял время, лишь бы не довести дело до сражения, исход которого ему был очевиден.
14 (2) августа
Бой дивизии Неверовского
С утра главные силы Наполеона начинают переправу через Днепр под Рассасной (километрах в 90 от Смоленска вниз по течению Днепра). Первыми переправляются кавалерийские части Мюрата и тут же уходят вперед на Красный (примерно полпути до Смоленска).
В Красном Мюрат натыкается на 27-ю дивизию Неверовского. Неверовский сразу понимает, что перед ним очень крупные силы, и начинает отход на Смоленск. Мюрат бросается в атаку.
Соотношение сил в этом известном бою: примерно 7200 у Неверовского на 10800 у Мюрата. Мюрат располагает в основном кавалерией. У Неверовского до 40% состава полуобученные рекруты. Но эти рекруты сворачиваются в каре и в течение дня преодолевают 20 километров, отразив до 30 наскоков конницы Мюрата.
Значение боя Неверовского иногда связывают с задержкой Наполеона. Но это, конечно, не так. Армия Наполеона физически не могла преодолеть такую дистанцию. Она и не дошла до Неверовского. Значение этого боя заключается во вскрытии реальной расстановки сил. Вовремя извещенный Багратион успевает вернуть войска в Смоленск, почему обходной маневр Наполеона и потерпел неудачу.
15 (3) августа
Назад в Смоленск
Багратион частично саботировал последние распоряжения Барклая. Потому его войска еще не успели далеко отойти от Смоленска. Ближе всех к городу находился 7-й корпус Раевского. Получив, известие о появлении Наполеона на левом берегу Днепра, Багратион поворачивает войска в Смоленск.
Раевский около полудня уже в городе. Собирая по пути кого только можно, включая выздоравливающих раненых из госпиталей, около 2 часов дня он соединяется дивизией Неверовского.
15 тысяч под командой Раевского имеют перед собой всю армию Наполеона. Генерал приказывает отойти в предместья Смоленска и закрепиться на окраине. Остальные войска могут подойти на выручку только во второй половине следующего дня.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России…»
В. Г. Белинский