АЛЬПИЙСКАЯ БАЛЛАДА — ПОВЕСТЬ
Высокие горы, обжигающий снег, кровавые маки, три дня жизни и смерть – такая она, военная баллада Василя Быкова, «Альпийская баллада».
Не самое известное из произведений писателя. В большей степени известностью обязана снятому по ней фильму. Но это не делаем саму повесть хуже. Она замечательна. Хотя до нее мне потребовалось дозреть.
Помнится, в школе на выбор давали несколько повестей Быкова. Девочки еще соглашались на «Альпийскую балладу» — как бы про любовь, а у мальчишек, узнавших, что тут нет боев, она сразу попала в черный список. Я тогда выбрал что-то другое. И хотя там тоже с боями был напряг, но зато хоть не про любовь.
А сейчас, оказалось, дозрел. Прочитал и восхитился. Получается, что несмотря на лиричность, на временное забвение войны, это едва ли не самое изящное представление ужаса войны. А может быть это забвение как раз и усиливает эффект: не было, не было войны, как она о себе напомнила в коварно подобранный момент.
Молодой белорусский парень Иван Терешка бежит из немецкого плена. Поблизости от лагеря Альпы, за ними югославские партизаны. Туда и направляется Иван. За ним увязывается также сбежавшая итальянка Джулия.
На работах, куда вывели пленных произошло ЧП, и многие попытались сбежать. Поэтому неудивительно, что здесь автор свёл двоих. За ними пытался увязаться еще третий – больной псих, но с этим Ивану было уж точно не по пути.
Вообще поначалу Иван и на Джулию крысился – иди, мол, отсюда, греби давай, не мешай мне бежать, чего уцепилась. Он простой парень, этот Иван. Простой, но деловой, с богатым опытом побегов, точно знающий, что может его погубить, что затруднит побег до полной невозможности уйти от погони.
Но тут нашла коса ивановой суровости на камень бесконечной жизнерадостности Джулии. Ее наивная твердость, ее жертвенный оптимизм растопили даже практичного до эгоизма Ивана.
Да он и не был эгоистом. Это вынужденное, напускное, от необходимости выжить, от тяжелой жизни, от раннего взросления. В общем, Иван смиряется и тащит за собой Джулию. И буквально за сутки прикипает к ней, боится потерять.
Для упрощения задачи автор наделяет Джулию знанием некоторых основ русского языка. Их ей хватает, чтобы очаровательно-коряво пропеть «Катюшу» (в кино этот эпизод еще более умилителен).
Ну а дальше то, что понравилось нашим школьным девочкам – зарождается любовь. Простая и незамутненная никакими посторонними соображениями или расчетами.
Альпы, природа, водопады, обнаженная итальянка, поле красных маков, снежные вершины – всё это заставляет забыть не только немцев, не только войну, но даже гнетущий и сосущий голод.
И тут как гром с неба, удар по читателю едва ли не более сильный, чем по Джулии и Ивану (они, в конце концов, книжные герои, а читатель реальный человек, если только не сухарь с чипсами, впрочем, такие не читают книжек, особенно хороших).
Итак, гром с неба – немцы. Финал раскручивается стремительно и крайне трагично. Ничем хорошим эта история кончиться не могла. Нет, по сюжету-то могла, но тут автор бы слукавил и испортил бы весь эффект. Вся сила его книги в этом контрасте между чувствами двоих и войной.
АЛЬПИЙСКАЯ БАЛЛАДА — КИНО
Фильм вышел буквально через 2-3 года после повести. Автор сценария – сам Василь Быков. Воспроизведение и сюжета, и общего настроя абсолютное.
Актеры, как и полагается в отличном фильме, на своих местах. Любовь Румянцева – это вообще стопроцентное попадание в представленную мною Джулию. Эх, как она играет оптимистичную девчонку, перепады между счастьем и отчаянием. Да, этому нынешним поучиться не грех.
Станислав Любшин, будучи лет на 12-13 старше книжного Ивана, может быть сыграл и не моего Терешку. Но тут вопрос не в возрасте – концлагерный Иван поизносился и должен выглядеть старше. Да и сыграл Станислав Андреевич ярко и сильно. Наверное, дело в том, что Любшин у меня напрочь связан с прорабом дядей Вовой из «Кин-дза-дза».
Тут больше можно было бы ничего не говорить. Отмечу только накрепко пронзивший меня еще в книге эпизод. Пленные разгребают авиационную бомбу и замышляют побег. Их пятеро. Четверо побегут, а пятому предстоит ударом кувалды взорвать бомбу. Жребий пал на доходягу.
И тут самый мощный момент – все вдруг понимают, что он не сможет поднять кувалду. Тупятся, косятся, переминаются. Вдруг Иван, махнув рукой: «Давай я!»
Только вдуматься: выбор между возможной близкой свободой, жизнью и смертью наверняка. И так решительно взять в руки кувалду и свой приговор. Одного этого момента в фильме хватило бы сделать Ивана героем. А он ведь не от геройства, он просто такой человек. Сильный, несломленный, желающий жить, но готовый и умереть, если есть за что или за кого.
Скачать книгу
Формат fb2, 493 КБ