ЖУРНАЛ «ИСТОРИК», №6, 2019
Пушкин – наше всё. Это и есть главная тема июньского номера журнала «Историк». 220 лет со дня рождения самого знаменитого поэта России. О нем в номере пять статей. Кстати, а вы знаете, откуда пошло выражение «Пушкин – наше всё»? Об этом тут тоже есть.
Автор фразы Аполлон Григорьев, время написания 1859 год. Полностью она выглядит так: «Пушкин – наше всё; Пушкин – представитель всего нашего душевого, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами». То есть Пушкин – образ, выразитель нашей «народной физиономии», настоящий русский тип.
Конечно, Александр Сергеевич не политик, не военный деятель, а «всего-навсего» поэт, писатель и историк. Может быть его биография для любителей военной истории не выглядит такой же привлекательной как биография полководца. Зато она, во-первых, пройдена вдоль и поперек, во-вторых, продолжает сохранять загадки, в-третьих, это биография «всего нашего».
Признаться, мне, как человеку любящему конкретику, не так интересны те статьи, где интеллигентные люди рассуждают о роли Пушкина в жизни общества, в развитии творчества, во влиянии его на современность. Как-то это всё трудноуловимо и уж точно недоказауемо.
Зато статьи о фактах биографии или о Пушкине-историке – это уже интереснее. Сюда же отнесу и статью о предках поэта. По мужской и женской линиям. Да они там еще и пересекаются.
Хотя, казалось бы, как могут пересечься пути древнего русского дворянского рода и потомков выходца из неизведанны глубин Африки? А ведь они пересеклись еще до поколения Александра Сергеевича. Хм, не знал, не знал.
В завершении пушкинской части отмечу выдержки из статьи Семена Франка о политических убеждениях Пушкина. И отмечу эту статью даже не за содержание (хотя именно она мне понравилась больше всего из пушкинского набора), сколько из-за личности автора.
Интересно, как смыкаются времена, как происходят встречи. Семен Франк – двоюродный дед ныне здравствующего Александра Франка, с которым мне выпала честь немного поработать вместе. От него-то я пару лет назад и слышал о философе Семене Франке.
Да, так вот, Пушкин и его политические убеждения. По Франку, Александр Сергеевич прошагал обычный для человека эволюционный путь от увлечения вольнолюбивыми мечтами до крепкого консерватора патриотической ориентации.
Да, и либералы, и коммунисты – каждый до определенной степени обоснованно записывал или записывает Пушкина в свой лагерь. Только Пушкин всякий раз получается разным, еще несформировавшимся. Поздний Пушкин не вписался бы ни в один из стандартных лагерей.
Прочие, не-пушкинские статьи июньского «Историка» еще интереснее. Право, не знаю, на какой подробнее остановиться. Все хороши.
Например, «Республика с королем во главе» — это о Речи Посполитой. Хорошая статья об образовании этого государства, его истории и устройстве государственных органов. Но это не всё. Статья и о сегодняшнем восприятии поляками того «золотого века», о влиянии истории на сегодняшнюю политику и воспитание польского общества.
Что до анархии в Речи и причин падения, то вот лишь один факт. В Польше был самый высокий процент дворянского населения – 12-15% при средних значениях для Европы (3-5%, а для России еще меньше). Ну и вот, отсюда политическая анархия и жестокая эксплуатация податного населения. Результат первого обстоятельства – слабость центральной власти, результат второго – отсутствие поддержки населения.
И много чего еще есть в статье-интервью с доктором исторических наук Марией Лескинен. Плюс как всегда пара книг в качестве литературы, рекомендуемой по данной теме.
Для поклонников теории «лучше бы проиграли Гитлеру и пили баварское» (на самом деле, горбатого могила исправит, а статья как раз для противоположного лагеря) интервью с другим доктором наук Борисом Ковалевым. Разговор идет о том, как выживали народы СССР в гитлеровской оккупации. Что там был за режим, какие методы применяли оккупационные власти. Спойлер: раздачу баварского восточным унтерменшам Рейх не запланировал.
Кстати, в развитие этой темы идет следующая статья «Украденные и уничтоженные» — рассказ о захвате и уничтожении фашистами культурных ценностей на оккупированных территориях.
Кстати, этим летом мне довелось побывать в церкви Спаса на Нередицах (под Новгородом). Там самым наглядным образом показаны результаты контркультурной деятельности нацистов. Церковь была взорвана. После войны ее восстановили, но линия, по которую снесло стены, сохранена. Можно сказать, руками прикоснулся к тому, о чем рассказано в статье.
Аналогично тем же летом довелось потрогать руками тульский кремль, об истории которого в журнале также есть статья. Пожалуй, нет ничего лучше, чем так изучать историю – щупать ее руками после предварительного изучения по статьям и книгам.
Примечание
По понятным причинам выложить здесь файлы для скачивания мы не можем. Но если появится у вас особый интерес, не сопровождаемый желанием купить, пишите нам — бескорыстно поделимся электронным вариантом. Или загляните в нашу группу Вконтакте — там ссылка есть.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор»