ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 1
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 2
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 3
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 4
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 5
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 7
В первой, второй, третьей и четвёртой частях мы прогулялись по энгельсскому Музею Дальней авиации, в пятой дошли до лётного поля и посмотрели на специально выставленные там экземпляры. А сегодня наконец очередь дошла до того, что стояло «за загородкой». Своего рода споттинг, лайт-версия.
Фотографий тут будет не много, полезной информации и того меньше, но попытаться закруглить вопрос, наконец, надо. Фотографии сделаны 19 августа 2017 года.
Ещё раз повторюсь для сведения компетентных органов – снималось в открытую, в присутствии милиции, военных, МЧС и даже бригады скорой помощи. Не считая тысячной толпы народа. И никто из ответственных товарищей в фуражках и погонах не махал руками, не говорил «ай-ай-ай».
Сначала глянем в ту сторону, где стоял между несколькими своими вылетами «ветеран».
О том, что такое У-2, он же По-2, рассказывать, я думаю, не надо. Созданный Поликарповым в конце двадцатых, этот лёгкий самолётик производился до середины пятидесятых. Ну и повоевать умудрился. Да, те самые «швейные машинки».
Ночные бомбардировщики – в том числе. (Включаем шведский коллектив Sabaton, песенку Night Witches, пафосную, как и всё их немудрёное творчество, и совмещаем в голове это бодрое металлюжничество про «ночных ведьм из 588-го полка» с образом тихоходного «русс фанер» 🙂 . Это будет посильнее «Фауста» Гете английского «на честном слове и на одном крыле»).
Самолёт По-2 с регистрационным номером RA-1945G собрали где-то в 2007-2009 годах в Самаре (авиационно-технический клуб «Горыныч»). Пишут, что на 90% из оригинальных деталей, собранных с бору по сосенке. С тех пор самолёт регулярно появляется в тех или иных авиапредставлениях. Вот и у нас был. Летал, вертел пилотаж на малых высотах. И на таких малых скоростях, на которых современные самолёты и в воздухе-то не удержаться.
Что до садящегося на заднем плане первой фотографии ракетоносца, то в тот день показательно летало две пары – Ту-160 и Ту-95МС.
Первым идёт Ту-95МС бортовой «10 красный», регистрационный номер RF-94128, собственное имя – «Саратов». У второго, сколь ни старался, номера не смог разобрать (понятно, что начинается на «RF-94…»), а имени собственного у него нет. Это, кстати, к вопросу о нужности личных имён у боевых самолётов в плане лёгкости их опознания теми, кому это не положено.
Зато, этот оставшийся не узнанным самолёт, взлетал эффектнее всех – лётчик, что называется «помахал крылом» своей многотонной машины при наборе высоты, к вящей радости зрителей. После посадки самолёт укатили в дальнюю сторону, потому и номер рассмотреть не удалось.
Взлетали по одному, где-то там пристраивались и потом уже ходили над полем парами. После проходов пары красиво расходились — один налево, второй в Африку. Потом снова парный проход. Садились через одного – Ту-160 чередовались с Ту-95.
Тут определить состав пары гораздо легче – во-первых, они крупнее и контрастнее, а во-вторых, таких самолётов в пять раз меньше, чем Ту-95, и информации о них больше.
Первым идёт Ту-160 серийный №601, бортовой «10 красный», регистрационный номер RF-94100, собственное имя «Николай Кузнецов». Второй — Ту-160 серийный №504, боровой «17 красный», регистрационный RF-94110, собственное имя «Валерий Чкалов».
Оба самолёта выпущены в 1990-м году, оба базировались в украинских Прилуках и оба были переданы России в 1999-м году (в качестве погашения долгов за газ. Те самолёты, что не вернули за долги, разломали прямо на полосе экскаваторами).
Первым из всех тех переданных Ту-160 был как раз самолёт с серийным номером 601. В 2000-м году он получил личное имя «Николай Кузнецов». Ту-160 с серийным номером 504 ранее носил имя «Прилуки», в 2009-м был переименован в «Валерия Чкалова».
Кстати, над толпой народа, над головами, никто не летал, всё в сторонке, над полем. (Благо, оно огромное, две взлётно-посадочные и одна стояночная, и пять перемычек-рулёжек). Всё безопасности ради. В том числе вдалеке тарахтел и вертолёт, что выписывал в воздухе всяческие фортеля.
Больше всего честной публике понравилось, когда вертолёт в режиме висения начинал «кланяться», опуская нос и задирая хвост, оставаясь при этом на месте.
Ладно, глянем краем глаза на самолёты, стоявшие «за заборчиком», как я их обозначил в предыдущей части — «не для развлечения публики». Собственно, в этом самый цимес мит компот.
Ближе всех стояли два «пассажирских лайнера» – Ту-134АК и Ту-134А-3.
Ту-134А-3 – вариант пассажирского лайнера Ту-134А с новыми двигателями, Ту-134АК – специальный вариант Ту-134А, в том числе для ВВС. Кстати, у рассматриваемого экземпляра сзади, из хвостовой части фюзеляжа, торчит нефотогеничный обтекатель антенны спецсвязи.
Ту-134АК, не смотря на вполне гражданскую окраску, из состава ВВС. На нём даже, для маскировки видимо, прямо на борту написано «Авиабаза Тамбов».
Этот самолёт, бортовой номер «688 синий», регистрационный RF-94247, заводской №62575, выпуска 1979 года – из состава ТВВАУЛ («Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков имени М.М.Расковой»). Кстати, рассмотренный в четвёртой части музейный Ту-134УБЛ (и такой же, в Саратовском Парке Победы) – явно оттуда же, из ТВВАУЛ.
Ту-134А-3, регистрационный RF-65990, выпуска 1981 года, авиация МВД России, базируется на аэродроме Чкаловский.
За какой надобностью эти самолёты, занесло в Энгельс? То ли специально прилетали к празднику, кого-то привозили, то ли они случайно по каким-то своим делам оказались здесь – неизвестно. Но одно известно точно – они перегородили вид на линейку Ту-160 и Ту-95МС, которые стояли за ними.
Ту-160 с именем «Николай Кузнецов» уже установлен на своё место, безымянный Ту-95МС урулил в противоположную сторону (на фотографии он виднеется в левом углу), своей очереди ждут Ту-160 «Валерий Чкалов» и Ту-95МС «Саратов».
Итак, что там у нас с наличием «стратегов» на одном отдельно взятом аэродроме? Ближняя к нам группа (за двумя Ту-134) – из шести самолётов, которые вполне можно разглядеть и опознать.
Сначала стоят уже упоминавшиеся: Ту-160 RF-94100 «Николай Кузнецов», бортовой «10 красный». За ним – Ту-95МС RF-94128 «Саратов», бортовой, как ни странно, тоже «10 красный».
Потом стоят два Ту-160, которые в этот день не летали.
Ту-160 серийный №807, выпуска 2000-го года, бортовой номер «07 красный», регистрационный RF-94106, собственное имя «Александр Молодчий».
Ту-160 серийный №603, выпуска 1991-го года, бортовой номер «12 красный», регистрационный RF-94109, собственное имя «Александр Новиков». В 1999-м году передан России с украинской базы в Прилуках.
Следующий – выше упоминавшийся Ту-160 RF-94110 «Валерий Чкалов», бортовой «17 красный». Потом ещё один самолёт – Ту-160 серийный №705, выпуска 1993-го года, бортовой номер «05 красный», регистрационный RF-94104, собственное имя «Александр Голованов».
Неопознанный Ту-95МС, который летал вместе с «Саратовом», пока не занял место в строю. Но и без него мы тут видим восемь Ту-95МС и два Ту-160. Опознать их не представляется возможным, слишком далеко, номеров не видно.
Разве что стоит обратить внимание на окраску килей дальних Ту-160. Потому, как с окраской у них вообще чехарда и чересполосица. Можете сами полистать приведённые фотографии в этой и предыдущей части и убедится.
У кого-то на киле триколор – самый старый вариант окраски, по-моему, 1995-го года (у большинства его уже нет). У кого-то на носовой части «стрела» из цветов флага ВВС, у кого-то её нет. У кого-то опознавательный знак наших ВВС – красная звезда – уже новая, с триколорной, красно-сине-белой окантовкой, а у отдельных самолётов ещё старая, «советского образца», с красно-белой окантовкой. Плюс – собственные имена, накрашенные здоровенными буквами, какой-то стилизованной псевдославянской вязью, отличающейся начертанием на каждом самолёте.
С прошлого, 2018-го года, для Ту-160 введён новый стандарт окраски – чисто белый, без «стрел» и «триколоров». (Злые языки утверждают, что «стрелу» цветов флага ВВС убрали за её «жовто-блакитность». Может, конечно, и так, но в любом случае, самолёт она не красила совершенно. Чисто белый корпус с красными звёздами гораздо красивее).
Звезду «советского» образца, увы, не вернули, оставили с трёхцветной окантовкой. Имена собственные тоже не отменили, установили их писать тем же красным цветом, но простым шрифтом, без выкаблучиваний, и буквами гораздо меньшего размера. Присутствующие на моих фотографиях «Николай Кузнецов» и «Валерий Чкалов» летали над московской Красной площадью 9 мая 2018 года уже перекрашенные по новой схеме.
Кстати, ревёт на взлёте Ту-160 не хуже, чем Ту-95, но менее гулко, и не так по-крестьянски солидно. Впрочем, моё детство прошло именно под Ту-95, потому я его так люблю :-). (Наша крохотная дачка-от-завода-на-краю-городской-черты была чуть не впритык к «колючке» по внешнему периметру аэродрома, а там не так далеко до бетонки, лазил, видел. Плюс три километра — родительский дом. Сейчас мой дом – ещё плюс три километра. Звук двигателей слышен по-прежнему 🙂 ).
А теперь посчитаем на пальцах.
Пять Ту-160 в ближней группе и два в дальней. И ещё один в «общей зоне», его мы видели в прошлой части. Восемь, значит. А всего на тот момент в России было шестнадцать таких самолётов. (Сейчас, вроде бы, доделали ещё один, но то тайна великая есть). В общем, половина парка Ту-160 перед вашими глазами.
Один Ту-95МС в ближней группе самолётов и восемь в дальней. Ещё один на полосе, не закаченный в строй. И ещё один в «общей зоне», из предыдущей части. Всего одиннадцать. А общее их количество у нас шестьдесят (ну, где-то так).
Значит, в общем и целом, мы с вами поглядели ровно на 25% процентов авиационной составляющей нашей ядерной триады. С чем вас и поздравляю.
(Когда меня спрашивают, «Почему ты не боишься мировой ядерной войны?», я отвечаю: в нескольких километрах от моего дома находится база стратегических бомбардировщиков. При которой, наверняка, имеются хранилища ядерного оружия, не везти же их с Земли Франца-Иосифа в случае чего? Да ещё и в ста шестидесяти километрах – самая крупная в России АЭС. При таких вводных, зачем мне бояться мировой войны? Я даже не успею узнать о её начале 🙂 ).
PS. Я тут подумал. С Музеем Дальней авиации мы разобрались за четыре части, с авиабазой – за две. Но есть и ещё кое-что. Логически подходящее к проекту «Большие военные памятники маленького мирного города», но географически и исторически вполне связанные с Энгельсской авиабазой. Отчего бы и не совместить?
Что же, до встречи в финальной части нашего бесконечного путешествия!
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Андрей Гузенко (Erofey)
Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.
Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com