ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 2
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 3
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 4
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 5
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 6
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 7
В связи с тем, что музей находится на территории действующей авиабазы (тут квартируют стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС), доступ в него затруднён. Теоретически, есть вероятная возможность договорится с военными и организовать экскурсию, но практических участников подобного дела я не видел, и о таких не слышал.
Зато есть другая возможность – воспользоваться каким-нибудь авиационным праздником, на который на авиабазе устроят «день открытых дверей». Вот таким праздником 19 августа 2017 года я и воспользовался. И не только я, как видите на фотографиях – народу огромная толпа.
Собственно, пришли не только ради музея. Тогда пускали и на край ВПП. Посмотреть на специально выставленную там технику. И, заодно, посмотреть на постоянно там базирующиеся самолёты. Ну, и некое авиашоу, с концертом и прочими забавами.
Итак, что тут у нас, в музее?
Ан-2, более известный как «Кукурузник». Начал эксплуатироваться через несколько лет после войны, задолго до бурной деятельности другого «кукурузника».
Двигатель – поршневой АШ-62ИР. Который является развитием двигателя М-25 (который устанавливался на поликарповские «ишачки» и «чайки» — истребители И-16 и И-153). А если закопаться ещё глубже, то М-25 – это лицензионный американский «Райт Циклон». А вы говорите авиация – стремительно развивающаяся отрасль. Тут кое-что с тридцатых годов почти не поменялось 🙂
Про «мистическую связь» совершенно некосмических Саратова и Энгельса с космосом я как-то уже писал, но не грех будет кратенько повторить.
Как известно, Юрия Гагарина со смоленщины занесло учиться в Саратов, в Саратовский индустриальный техникум. (Существует и поныне, носит имя Гагарина). Заодно, в Саратовском аэроклубе ДОСААФ Гагарин освоил самолёт и, собственно, стал не просто «формовщиком-литейщиком» а ещё и лётчиком. (Аэроклуб на аэродроме Дубки существует и поныне, носит имя Гагарина).
В 1955 Гагарина призывают в армию, он становится лётчиком-истребителем, казалось бы – прощай, Саратов. Ан не совсем. В мае 1960 года первый отряд космонавтов почти в полном составе (в том числе Гагарин, Титов, Леонов) проходит парашютную подготовку на аэродроме стратегических бомбардировщиков в Энгельсе. (Аэродром «Энгельс-2», он же «Авиабаза Энгельс», естественно, существует поныне, вы его на фотографиях только что видели). Прыгают как раз из Ан-2.
Кстати, меньше чем через год Гагарина снова занесёт в наши края — 12 апреля 1961 года он приземлился километров на пятнадцать-двадцать южнее Энгельса, в четырёх километрах от Волги. Вертолётом его, оперативно, переправили на энгельсский военный аэродром, всё тот же, а оттуда, после докладов, самолётом в Самару. А 7 августа 1961 года недалеко от населённого пункта Красный Кут (Саратовская область, левый, энгельсский берег), в ста километрах от Энгельса, приземлился космонавт №2 Герман Титов. Снова вертолёт, снова тот самый энгельсский аэродром, и так далее, по уже накатанному маршруту.
Приходилось читать, что выставленный Ан-2 – как раз тот самый, с которого космонавты с парашютами прыгали. На мой взгляд байка, а там чем чёрт не шутит.
Однако вернёмся к нашим самолётам.
Вообще, Ан-24 — турбовинтовой пассажирский самолёт для перевозок на ближние и средние расстояния. А конкретно этот самолёт – модификации Ан-24Т, военно-транспортный.
Характерная деталь для наших военно-транспортных самолётов (и в советские времена так было, и сейчас) – окраска не военная, а вполне «мирная», «аэрофлотовская». И при этом – «звёзды», опознавательные знаки военной авиации.
Сворачиваем на основную «музейную дорогу» и переходим к тому, что поинтереснее.
Для начала – «грустный динозавр». Про него будет побольше фото, хотя бы потому, что это его «родной» аэродром, в отличие от большинства других экспонатов. Да и вообще, машина редкая, интересная и нечасто упоминаемая.
Собственно, именно на энгельсской авиабазе эти бомбардировщики и базировались. Сначала – М4, потом 3М. А потом – топливозаправщики на их базе. В какой-то момент часть самолётов отправили на Дальний Восток, на авиабазу Украинка. Можно считать эти две авиабазы основными для нашей стратегической авиации.
Изначально в ОКБ Мясищева был сконструирован стратегический бомбардировщик М4. Потом разработали его усовершенствованный вариант – 3М. (А М4 переделали в топливозаправщики). А потом и 3М начали переделывать в топливозаправщики. Сейчас эти мясищевские машины ни в каком виде уже не эксплуатируют.
Белое пузико – традиционная «противоатомная» окраска. У наших самолётов-носителей ядерного оружия нижняя поверхность окрашивалась белым, для снижения влияния световой вспышки ядерного взрыва.
Шасси у мясищевских бомбардировщиков (а потом – топливозаправщиков) «велосипедное» — две основные стойки шасси в продольной плоскости. На законцовках крыла – опорные колёса, чтоб не чиркать по земле. В принципе, для нашей авиации такая схема скорее редкость, американцы шасси «велосипедного типа» использовали чаще.
В выпуклые блистеры по бокам кабины можно сунуть голову и посмотреть по сторонам – не горят ли двигатели, не отвалилась ли плоскость да вообще узнать, что творится вокруг. Выступающая снизу кабины «борода» с окошками – для штурмана.
Бомбардировщики 3М вместе с Ту-95 составляли эдакий тандем – один был быстрее и грузоподъёмнее, второй – экономичнее и, соответственно, имел больший радиус действия. Потом подключился Ту-22 – сверхзвуковой. Но, в итоге, «ракетоносный» вариант Ту-95 всех «заборол».
К сожалению, эти объекты я почему-то отдельно не снял. Да и пояснительных табличек не наблюдалось (раньше были). Бомбы ладно, всякие ФАБы, ОФАБы, САБы… Три самые здоровенные – калибром в 3000, 5000 и 9000 кг, образца 1954 года.
А что ракеты?
Вон та, в шахматном раскрасе – КСР-2УД, учебный вариант противокорабельной крылатой ракеты КСР-2 (могла нести как фугасную, так и ядерную боевую часть, приняли на вооружение в 1961 году). «КСР», как я понимаю, расшифровывается не слишком изящно — «крылатая самолётная ракета». Применялась с ракетоносной модификации бомбардировщиков Ту-16.
За ней – длинная сверхзвуковая Х-22НА (разрабатывалась в шестидесятые, тоже могла нести как фугасную, так и ядерную начинку). Самолёт-носитель – ракетоносный вариант сверхзвукового бомбардировщика Ту-22.
Там, рядом с ракетами, на земле валяется ещё и УПАЗ-1 – универсальный подвесной агрегат заправки, который подвешивают на современные самолёты-топливозаправщики.
Ладно, переходим от «грустного динозавра» к его основному конкуренту, благо стоят как раз рядом. Туполевский бомбардировщик Ту-95. Впрочем, в музее стоит не бомбардировочный «ровесник» 3М, а гораздо более «молодой» самолёт – ракетоносец Ту-95К-22.
Самолёт Ту-95К-22 – дальнейшее развитие «ракетоносного» варианта бомбардировщика Ту-95 – Ту-95К. На вооружение официально эту модификацию приняли аж в 1987 году, хотя работы велись с 1973 года. Как обычно, «22» в название самолёта пришло от обозначения крылатой ракеты – Х-22.
Устрашающая «мясорубка» лопастей четырёх турбовинтовых двигателей. Кстати, обратите внимание, какой огромной высоты шасси у самолёта, особенно носовая стойка.
Как ни странно, но современные ракетоносцы Ту-95МС ведут свою родословную не от прежних ракетоносцев Ту-95К, а от противолодочного Ту-142. Которые, в свою очередь, «произошли» от морского разведчика-целеуказателя Ту-95РЦ. Который, да, ответвился от Ту-95. Короче говоря, сам чёрт ногу сломит.
На сколько мне известно, Ту-95К-22 на энгельсском аэродроме не базировались, только утилизировались. (Сейчас базируются Ту-95МС вместе с Ту-160).
Под левой плоскостью музейного экземпляра подвешена крылатая ракета Х-22. Сверхзвуковая, противокорабельная. Способная нести как фугасную, так и ядерную боевую часть. Самолёт Ту-95К-22 мог нести три такие ракеты – две подвешивались на пилонах под плоскостями, а ещё одна был полуутоплена в фюзеляж.
Хвостовую оборонительную точку, которая была на Ту-95 (и есть на современных Ту-95МС, правда с другими орудиями) выкинули, на её место засунули отсек с аппаратурой радиоэлектронной борьбы.
Обратите внимание на выпуклые бортовые блистеры. Посмотреть, не отвалились ли плоскости тут можно и из кабины, и из хвоста.
Здоровенная бандура справа, с крылом и стабилизатором, эдакий самолёт без кабины – сверхзвуковая крылатая ракета Х-20М. (Напомню, что у наших ракет «Х» — это именно «Х», а не «икс»). Прям не ракета, а самолёт-снаряд.
Разрабатывалось эта хтоническая штуковина в ОКБ Микояна и Гуревича в конце пятидесятых. Понятное дело, при таких габаритах размениваться на фугасные мелочи не имело смысла – ракета несла ядерную боевую часть. (На самом деле, именно из-за ядерной БЧ Х-20 получилась такой здоровенной). Носителем ракеты выступал ракетоносец Ту-95К.
Рядом, серенькая штуковина поменьше, с радиолокационной головкой наведения – крылатая ракета КСР-11. Принята на вооружение в начале шестидесятых, модификация предыдущей КСР-2. Летела на радиоизлучающую цель и падала ей на голову своей восьмистакилограммовой фугасной боевой частью. Правда, если цель переставала излучать секунд на тридцать, а ракета ещё не долетела – она просто падала, ибо куда лететь – не понимала. Вооружались такими ракетами ракетоносные модификации бомбардировщика Ту-16. Кстати, на борту у этой ракеты яркой красной краской написано – «учебная». Лазайте, мол, посетители, и не бойтесь, что бахнет.
Рядом – ракета Х-22, вроде той, что подвешена под крылом у Ту-95К-22.
Маленькая ракета рядом – твердотопливная Х-15, наиболее современная из всех выставленных здесь ракет – принята на вооружение в 1980 году. Ею вооружались Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160. Сейчас, вроде как, снята с вооружения за исчерпанием ресурса (дескать, твердотопливные шашки прокисли, не горят, ракета лететь не может, вернее может, но вертикально вниз).
Пишут, что в здании музея имеется и современная крылатая ракета Х-55, но внутри я не был, а чего не видел, про то врать не буду.
До конца «музейной дороги» мы ещё не дошли, одолели только половину половины. Но об остальном – в следующей части.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Андрей Гузенко (Erofey)
Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.
Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com