ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 1
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 2
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 4
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 5
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 6
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 7
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-39.jpg)
Эксплуатироваться такие самолёты стали со второй половины шестидесятых. «Аэрофлоту» тогда нужно было «догнать и перегнать Америку» с её комфортабельными турбореактивными Боингами и Дуглас-Макдоннелами. (В то время как у нас на дальние дистанции летал турбовинтовой Ту-114, созданный на основе… бомбардировщика Ту-95. Те, кто хоть раз живьем слышали звук моторов Ту-95 могут себе представить, каково это).
Ну вот, в ОКБ Ильюшина поднапряглись и… создали Ил-62. Современный, комфортный, турбореактивный, с межконтинентальной дальностью.
Да так создали, что выпускались подобные самолёты до середины девяностых годов. Эксплуатировались не только у нас, но и активно шли на экспорт. Да ещё и были «правительственными» самолётами. В том числе и нашим «бортом №1».
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-40.jpg)
Конкретно про этот самолёт обычно пишут, что он до 1980 года «принадлежал» первому секретарю Центрального комитета Польской объединённой рабочей партии Эдварду Гереку. Оставим в стороне вопрос, как в социалистическом государстве человеку мог «принадлежать» самолёт, но, судя по номеру, этот Ил-62 действительно летал в составе Польских Авиалиний с 1973 по 1983 год под номером SP-LAC. Надо полагать, как раз был польским правительственным самолётом.
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-41.jpg)
Герека в 1980 году «ушли» с должности, да и вообще в Польше в восьмидесятых началась буза, а самолёт в 1983 году вернулся в СССР. И ещё двадцать лет летал в качестве комфортабельного «личного самолёта», пока не оказался в Музее.
Рядом стоит вертолёт Ми-8, в который посетителям разрешили залезть. И народ ломанулся, словно там мёдом намазано.
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-42.jpg)
Ми-8 – один из самых массовых вертолётов в мире. И один из самых узнаваемых. И, уж точно, самый массовый советский/российский. И если где-нибудь памятником или музейным экспонатом установлен вертолёт – это скорее будет Ми-8, чем что-то более редкое. Благо, изготовили их за двенадцать тысяч. А количество вариантов исполнения и модификаций не умещается на один печатный лист.
Короче говоря, самый универсальный и самый распространённый наш вертолёт.
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-43.jpg)
На четырёх точках подвешены пусковые установки неуправляемых авиационных ракет (НАР) С-5 калибра 57 мм. В каждом пусковом блоке по 16 ракет.
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-44.jpg)
Мне кажется, не смотря на то, что вертолёт отдан на потеху публике, двигатели с него ещё не сняли. Странно.
А вот теперь начинается необычное. Крупносерийные машины хороши, но, бывает, нужно что-то очень специфическое. Берём, переделываем. А потом, когда оно уже не очень-то и нужно и своё отработало – куда девать? Сдаём в музей.
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-45.jpg)
Кто ж не знает нашего заслуженного «Крокодила»!
Первый советский специализированный боевой вертолёт, принят на вооружение в середине семидесятых. Модификация «В» — основная и самая массовая, выпускалась до середины восьмидесятых. Собственно, Ми-24 в качестве экспоната часто встречается, а в качестве боевой единицы вполне себе успешно служит и сейчас.
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/05/air-museum-engels-26.jpg)
Военно-транспортную модификацию Ан-24 мы уже видели в самом начале, в первой части – Ан-24Т. А теперь кое-что иное. Даже не касаясь (пока) чуть более глубоких тонкостей, обратите внимание – тут самолёт окрашен «по-военному», в серый.
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-46.jpg)
В носу – традиционно-белый радиопрозрачный обтекатель РЛС. Подобные радиопрозрачные обтекатели той или иной формы, расположенные в том или ином месте того или иного самолёта у нас то сделают контрастно-белыми, то заменят на ярко-серые, а то и на защитно-зелёные. Полимерному связующему пофиг, если честно, какой в него наполнитель насыплют, это я вам точно говорю. (Радикальный чёрный цвет – обычная сажа, сиречь углерод, яркий белый – диоксид титана. А там уж что командованию больше понравится. Хоть опилки).
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-47.jpg)
Но что же это за модификация — «ВСР»? Очень своеобразная. Ан-24ВСР – самолёт подготовки воздушных стрелков-радистов! Эвона как!
Изначально это был обычный Ан-24Т, выпуска 1969 года. Потом его переделали в самолёт для подготовки воздушных стрелков-радистов. В корпусе были установлены рабочие места для обучаемых. Установлено необходимое оборудование. На этой и на предыдущей фотографии хорошо видно специфические сильно выпуклые блистеры в хвостовой части самолёта.
Потом, когда надобность в бортовых стрелках в бомбардировочной авиации упала (ну, от какой-нибудь замшелой AIM-7 воздушный стрелок вряд ли поможет, тут всякая РЭБ полезнее будет), самолёт переделали обратно в транспортный. Но блистеры остались. До 1998 года самолёт базировался в Канске, после попал в Энгельс.
Можно считать, что это не то, что мелкосерийная, но почти уникальная модификация.
Но его нынешняя судьба — под вопросом. На всяких гуглоспутниках и яндекскартах, явно новых, ибо там уже стоят Су-24 и Су-9 (которых ещё не было в момент моего посещения в 2017-м году), этого самолёта нет. Пустая площадка. Может быть, его утаскивали в ТЭЧ на «реставрацию» а потом вернули? А может его передали куда-нибудь в другой музей? А может его порезали на металл? Пока у меня нет ответов.
Сейчас рядом с тем местом, где находился Ан-24ВСР, установлен ещё один экспонат — модификация фронтового бомбардировщика — постановщик помех Су-24МП, бортовой номер «02 белый». Но в момент фотосъёмки его ещё не было, и кроме бортового номера, пока никаких новых сведений об этом самолёте не встречалось.
Дальше у нас гораздо достаточно стандартный самолёт – военно-транспортный Ан-12БП.
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-48.jpg)
Ан-12 у нас эдакая «рабочая лошадка» военно-транспортной авиации. Из него прыгают ВДВ-шники, в его грузовом отсеке туда-сюда летают те или иные пассажиры, всякие грузы перевозят и так далее. Обычный и заслуженный воздушный труженик.
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-49.jpg)
«БП» одна из «стандартных», «неявных» внешне модификаций, направленных на улучшение эксплуатационных свойств. Топливные баки, их расположение, всё такое.
А вот дальше установлен не совсем обычный самолёт, табличкой названый как Ту-134УШС. Хотя правильнее, наверное, всё-же, Ту-134Ш.
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-50.jpg)
В чём необычность? В предназначении. Вроде гражданский лайнер — да не совсем.
Для подготовки военных штурманов (да и пилотов) у нас использовались и продолжают использоваться гражданские самолёты. Переоборудуются, оснащаются специфическими приборами – и вперёд. В том числе и этот. Основа данной модификации — лайнер Ту-134А, изначально спроектированный как пассажирский самолёт для маршрутов малой и средней дальности.
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-51.jpg)
Обучаемые штурманы сидели не в пилотской кабине, а в салоне бывшего пассажирского лайнера, там для них оборудовалось двенадцать штурманских рабочих мест.
Было два варианта «учебного» самолёта: Ту-134Ш-1 – для штурманов «стратегических» Ту-22М, и Ту-134Ш-2 – для штурманов фронтовой авиации. Между собой варианты различались бортовой РЛС (на фото – здоровый белый «подбородок» в носовой части самолёта. У изначального гражданского варианта он тоже есть, но выглядит несколько скромнее). Похоже, тут именно вариант Ту-134Ш-1.
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-52.jpg)
Под центропланом вполне гражданского по очертаниям самолёта отлично видны пилоны с восемью прикреплёнными «практическими» авиабомбами П-50. (И та, и другая модификация самолёта способна нести восемь «практических» авиабомб калибра от 50 до 250 кг).
Следующим расположен один из наших самых распространённых самолётов. Учебно-тренировочный МиГ-15УТИ. В те времена, когда не то, что МиГ-15, или МиГ-17, но и МиГ-19 уходили в небытие, МиГ-15УТИ всё ещё был востребован, всё ещё был на плаву. Точнее – в небе. Короче говоря, летали на них чуть не до конца семидесятых.
Сам по себе самолёт не из редких, но как заслуженному ветерану – ему побольше фотографий.
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-53.jpg)
После войны поршневая авиация быстро сошла со сцены, первые реактивные уродцы тоже не задержались, и массовым реактивным истребителем стал МиГ-15. Но он – одноместный. Как на нём учить и переучивать лётчиков? Ну не с помощью По-2, правда? С 1949 года начали разрабатывать его двухместный учебно-тренировочный вариант, а в начале пятидесятых пустили в серию. Да так пустили, что МиГ-15УТИ стал чуть не самым массовым учебным реактивным самолётом. И производили его не только у нас, но и в «странах соцлагеря» — Чехословакии и Польше. И в Китае, куда без него.
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-54.jpg)
В музее стоит вариант «СТ-2» — второй серийный вариант самолёта, оборудованный для тренировок «слепых посадок». Чтобы вместить новое навигационное оборудование пушку с него сняли, оставив только один 12,7-мм пулемёт, и носовой топливный бак немного уменьшили. В таком виде МиГ-15УТИ дальше и выпускались.
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-55.jpg)
На фотографиях отлично видно, что МиГ-15УТИ — самолётик маленький. Собственно, строевой истребитель МиГ-15 был такой же. Их габариты мало отличаются от, скажем, Як-1 или Як-9, поршневых истребителей времён войны. Разве что «пятнадцатые» заметно тяжелее.
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-56.jpg)
На музейной табличке указано, что данный МиГ-15УТИ изготовлен на заводе №99 в Улан-Удэ, в 1954 году. То есть, в этом, 2019-м году, самолёту исполнилось 65 лет.
В Музее Дальней авиации я его застал 19 августа 2017 года, тогда и сделаны фотографии. А вот в сентябре 2018-го самолёт оказался в энгельсском «Парке Патриот». (Вероятно, перенесён туда ещё на «майские праздники», когда Парк и открыли. Открыть-то открыли, но до конца не доделали до сих пор).
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-57.jpg)
По «старым шрамам» прекрасно видно, что это тот же самый самолёт. (Одновременно переехал и самолёт МиГ-23УБ, рассматривавшийся в предыдущей части).
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-58.jpg)
От переезда старый ветеран ничего особенного не выиграл, никаких реставрационных работ на нём не заметно.
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-59.jpg)
Скорее наоборот, сам самолёт от перемещения только проиграл. Это раньше он стоял в труднодоступном месте, и был этим защищён от толпы и вандализма. А теперь лазай-не хочу. Ну хоть рассмотреть его стало проще.
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-60.jpg)
Однако, история на этом не кончилась. Буквально через месяц, 20 октября 2018 года, этого самолёта уже не было. На его бетонную площадку перетащили скверно выполненный макет пушки ЗиС-3, а МиГ-15УТИ исчез в неизвестном направлении. В 2019 году на его месте оказался истребитель МиГ-17.
Судя по имеющейся информации, МиГ-15УТИ бешеные посетители Парка патриот изрядно раскурочили, и его вернули в Музей Дальней Авиации. (Заменивший его МиГ-17, увы, тоже интенсивно разносят. Дикий у нас народ. Мне просто стыдно за земляков. Ну нельзя же так!).
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-61.jpg)
Извините, опять буду брюзжать и ругаться. Лишний раз убеждаюсь, что авиационную технику надо либо ставить в музеи с жёсткой охраной, либо, если памятником, на труднодоступные постаменты.
Не прошло и полгода, как любители полазить по технике или, как минимум, любители «подсобить своей дитачке залезть на технику», истоптали и ободрали плоскости и фюзеляж, и умудрились свернуть самолёт со стоек, на которые он опирался.
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-62.jpg)
Понятно, что и так изрядно потрёпанный жизнью МиГ-15УТИ такого бы и вовсе не вынес.
![музей дальней авиации](http://internetwar.ru/wp-content/uploads/2020/06/air-museum-engels-63.jpg)
На этой не слишком весёлой ноте временно прервёмся. Продолжение обзора – в следующей части.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
![](/wp-content/uploads/2016/05/Erofey.jpg)
Андрей Гузенко (Erofey)
Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.
Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com