ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 1
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 2
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 3
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 4
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 6
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 7
Вообще то, с энгельсским Музеем Дальней авиации мы разобрались в предыдущих частях. А сейчас речь пойдёт о том, что довелось увидеть на территории Энгельсской авиабазы. Пусть и рядом – но уже не на территории Музея. На территории действующего военного аэродрома. Объединить это в один материал позволяет то, что снято всё было в один день – 19 августа 2017 г., в честь одного и того же массового мероприятия.
(Для сведения компетентных органов – снималось в открытую, в присутствии милиции, военных, МЧС и даже бригады скорой помощи. Не считая тысячной толпы народа. И никто из ответственных товарищей в фуражках и погонах не махал руками, не говорил «ай-ай-ай»).
Напомню, что ЛТХ и подробной истории не будет – профильных книг и сайтов не счесть.
Так уж сложилось, что в тот самый день, 19 августа 2017 года, всё начиналось с аэродрома. «Яркое и ослепительное шоу» было именно там. А сам Музей Дальней авиации оставался на закуску. Поэтому на фотографиях из прошлых частей толпа в Музее выглядит гораздо меньшей, чем толпа на аэродроме. Не все выдержали до Музея. Да ещё и с детьми. Не все туда пошли. Жара. Но на лётном поле было столпотворение, да. И это видно. Если кто-то узнает себя на фото – уж не взыщите, снимал самолёты, но людей было на три порядка больше.
Естественно, на лётном поле не пускали куда ни попадя. Вот вам отгороженная переносным заборчиком площадка, на которой стоят несколько самолётов (и прочая развлекуха, но мы сейчас интересуемся именно самолётами) – тут и тусите. На стоянку «бортов», на задействованную ВПП – ходить не надо.
Поэтому мы начнём с тех самолётов, что были специально выставлены «на потеху публике». Не смотря на то, что все они – действующие, реально эксплуатирующиеся в наших ВВС. (Может быть, кроме одного, но это сомнительно). Впрочем, публика на плоскости и не залезала, а вот в воздухозаборники – запросто.
То, что было можно невозбранно наблюдать с края «дозволенной территории», там, где только люди в погонах, — оставим на сладкое.
Итак, пойдём по порядку. Крайним справа стоял вертолёт Ми-8.
Учитывая, что вертолёт был просто облеплен желающими посмотреть, нормальных фотографий сделать не удалось. Разве что, можно констатировать очевидное – бортовой номер «44 жёлтый», регистрационный номер RF-34232.
Признаем честно, Ми-8 на столько распространён и известен, что «диковинкой для подробного фотографирования» и не воспринимается. А вот народу полазить по нему было любопытно (люди ещё не знали, что в Музее Дальней авиации стоит Ми-8, в который пускают внутрь).
Раз этого Ми-8 оказалось так мало, вот ещё один. Тоже рабочий, но – летящий.
С этого вертолёта, в рамках народной развлекухи, на лётное поле прыгали спортсмены-парашютисты.
Как было видно по первой фотографии с вертолётом, следующим стоит пузатенький Ил-78М.
Вообще, изначально была топливозаправочная модификация транспортного Ил-76. На её основе и спроектировали топливозаправщик Ил-78. С появлением «Илов» прежние топливозаправщики, переделанные из бомбардировщиков 3МС, сошли со сцены.
Вообще, «улыбайка» — это придумано об Ил-76. Но внешне Ил-78 от него не особенно отличается. И «улыбается» ничуть не хуже.
Если присмотреться, на лобовом остеклении пилотской кабины четыре «дворника» — два сверху и два снизу.
Этот самолёт, кроме выполнения своих прямых топливозаправщицких обязанностей, регулярно принимает участие во всякой «показухе». Например, вместе с нашими Ту-95МС и Ту-160 летает на парадах на 9 мая над Красной площадью в Москве. (Учитывая, до чего нынче дошла техника, разглядеть во время телетрансляции номера – совсем не проблема. А если ещё и учитывать «народное радио», которое за месяц-два сообщает «опять наши из Лётки в Шайковку перелетели, на тренировки к параду»…).
Штуковина типа ракеты, подвешенная на пилоне – УПАЗ-1, универсальный подвесной агрегат заправки. Обтекаемая форма ради аэродинамики, заправочный шланг с тяжеленым конусом на конце выпускается из хвостовой части агрегата. Вместо воздушного стрелка в хвостовой кабине находится оператор, управляющий заправкой.
Заправлять топливом Ил-78 может не только «на лету» но и в обычных условиях, на земле. Эдакая мобильная бензозаправка – где сел, там и заправляю. Естественно, на земле для заправки используют не УПАЗы а более традиционные способы.
Всего на Ил-78 установлено три агрегата заправки – два на крыле и один на корпусе, в хвосте, с левой стороны. Теоретически, можно и три самолёта сразу заправлять (три истребителя, понятное дело, а не три бомбардировщика) но классическая схема – или один тяжёлый самолёт с хвостовой точки или два лёгких самолёта с крыльевых точек.
Следующим на полосе стоял фронтовой бомбардировщик Су-24М.
По началу я думал, что этот самолёт перенесли потом в Музей Дальней авиации – но нет. Появившийся там Су-24МП имеет бортовой номер «02 белый» и выглядит по другому.
Белые штуковины под крылом естественно не «бомбы», как громогласно восхищались детишки, а подвесные топливные баки. Модификация «М» в строю с середины восьмидесятых. Изготовили Су-24 полторы тысячи. Хватает и на эксплуатацию, и на музеи с памятниками.
Производство Су-24 прекращено, но эксплуатация продолжается. Как и интенсивное боевое применение. (А где боевое применение, там и потери. Помните сбитый в 2015-м в Сирии Су-24М?).
Дальше располагается туполевская «большая тройка» — бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160.
Про Ту-22М3 я уже говорил в предыдущей части. Про этот экземпляр добавлю, что интересно порассматривать многочисленные «красные пятна» на корпусе – «тряпочки», ленты, хвостовики да заглушки. Это сколько же аэродромной команде надо лазить, крутить, подсоединят-отсоединять, да ничего не забыть потом убрать!
Если внимательно посмотреть на кабину, видно что стёкла изнутри закрыты шторками. Назначение этих шторок выбирайте сами, могу предложить три варианта: для обучения «слепому» полёту по приборам, для того, чтоб кабина и её начинка не грелась от солнца на стоянке, или для защиты пилотов от вспышки ядерного взрыва 🙂
От формально «дальнего» переходим к формально «стратегическим».
Я уже говорил, что весьма скептически отношусь к моде присвоения личных имён боевым самолётам, но, раз наименовали, так наименовали. Хотя, вспоминается незабвенное: «Личный Его Императорского Высочества Принца Кирну Четырех Золотых Знамен Именной Бомбовоз «Горный Орел». (Кстати, если кто-то думает, что Стругацкие имели ввиду какую-нибудь многомоторную этажерку а-ля Первая Мировая, типа нашего «Ильи Муромца» — поглядите на американский послевоенный Convair B-36. Вот он, бомбовоз «Горный орёл», массаракш!).
Как и многие другие «стратеги» с энгельсского аэродрома, данный самолёт участвует в парадах. Например, 9 мая 2014 года летал над Севастополем. Имя обязывает, сами понимаете.
Первой системой дозаправки в воздухе у нас была «с крыла на крыло». Но было жутко неудобно и опасно. Потом появилась система «шланг-конус». Вот ей и пользуемся до сих пор. «Конус» болтается на шланге топливозаправщика, в него втыкают штангу топливоприёмника. Бери, прицеливайся и втыкайся в конус.
Заодно, советую обратить внимание на мощную и высоченную носовую стойку шасси. А рядом с ней, на земле – два огнетушителя. На всякий пожарный 🙂
Под плоскостью хорошо видны двойные пилоны подвески вооружения. Под крылом таких двойных пилонов четыре, а в корпусе, в бомбоотсеке – револьверная установка. Современный Ту-95МС, как и предыдущий Ту-95К-22, который мы смотрели в Музее в первой части – чистый ракетоносец. Да, ракеты гораздо более современные и их больше (в зависимости от размера и назначения можно натолкать от 6 до 16 штук). Но банальные бомбы Ту-95МС нести не может. В этом плане американский «коллега-противник» B-52H более универсален.
Понятно, что винты изменяемого шага. Плюс, они вращаются в противоположные стороны. На раскрутке, на малых оборотах – чистая мясорубка, смотреть страшно. Тут их зафиксировали, чтобы ветром не раскрутило.
Немного вида издалека. Можно сравнить обводы с буквально усыпанным обтекателями, антеннами и воздухозаборничками Ту-95К-22 из Музея. Не сказать, чтоб тут всё так уж идеально, но с точки аэродинамики гораздо лучше. В хвосте никаких блистеров и никакого отсека РЭБ – вполне классическая стрелковая установка.
Нельзя сказать, что Ту-95 отличается какими-то изящными обводами, или что это просто красивый самолёт. Но, мощА, чёрт возьми, мощА! Внушает.
Ну и, наконец, «белый лебедь» — Ту-160.
Наш самый современный, самый тяжёлый и самый мощный бомбардировщик. Точнее, конечно, ракетоносец. Как и Ту-95МС – носитель ядерного оружия. И просто красивый самолёт.
Среди своих многочисленных «самый-самый», Ту-160 и один из наших самых малочисленных военных самолётов. Изготовили их всего три десятка. А сейчас эксплуатируется только полтора десятка. Не разбились, нет. Часть из самолётов, что базировались в Прилуках, на Украине, передали (за долги за газ) России. Так они и оказались здесь, в Энгельсе. А оставшуюся часть самолётов украинцы порезали на металл. К вящей радости «партнёров».
Хорошо видно, что у Т-160 не только стабилизатор, но и киль цельноповоротный.
Вообще-то самолёт, как и Ту-95МС, весьма высокий. Но воздухозаборники его четырёх двигателей расположены под корпусом, как раз на высоте человеческого роста. Ну как было родителям не запихать в них своих детей? Главное, чтобы вынуть потом не забыли.
В отличие от условно «тихоходного» Ту-95МС, сверхзвуковой Ту-160 всё вооружение несёт внутри корпуса. Для крылатых ракет там установлены две револьверные установки.
Не смотря на то, что в строю самолёты с конца восьмидесятых, первое настоящее боевое применение у Ту-160 произошло совсем недавно, в 2015 году, в Сирии. Отстрелялись издаля крылатыми ракетами. С одной стороны, «большой самолёт для большой войны» применять против невменяемых бородачей как-то чересчур. С другой – опробовать в реальных условиях технику, и, главное, обкатать экипажи, надо.
Дважды Герой Советского Союза Павле Таран, чьё имя носит самолёт, был летчиком бомбардировочной авиации во время войны, дослужился до командира полка.
Крыло развёрнуто во взлётно-посадочное положение. А на крыле всякие закрылки-предкрылки, и прочая дребедень, типа интерцепторов (их, правда, отсюда не видно, они сверху). На земле крыло в положение максимальной стреловидности переводить нельзя – смещается центр тяжести и самолёт может завалиться.
Если присмотреться, на боках воздухозаборников видны закрытые «жабры» дополнительной подпитки двигателей воздухом на малых скоростях.
Красивый самолёт. А значит и летать должен хорошо.
Как-то неожиданно вышло, что в этой части оказалось огромное количество фотографий, а до финала мы так и не добрались. Не стоит, значит, перегружать, отложим пока.
Придётся сделать ещё одно, маленькое дополнение. Про то, что на поле. Продолжение – в следующей части.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Андрей Гузенко (Erofey)
Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.
Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com