В Новгородском кремле

НОВГОРОДСКИЙ КРЕМЛЬ
ЯРОСЛАВОВО ДВОРИЩЕ

новгородский кремль
Памятник «Тысячелетие России».

В НОВГОРОДСКОМ КРЕМЛЕ

В прошлый раз мы обошли Новгородский кремль, Детинец, по кругу с внешней стороны. Пора заглянуть внутрь. К сожалению, лично я заглянул сильно ввечеру. И времени оставалось мало, и освещение не то. Выпадет вам возможность, покрутитесь здесь подольше. Детинец того стоит.

Зайти можно со стороны реки и Кремлевского моста, а можно с противоположной западной. Я прошагал с запада. Ранее здесь располагалась проездная Воскресенская башня. Сегодня – проездная арка. Башни нет.

новгородский кремль
Западная проездная арка.

Надо ли говорить, какой объект на территории новгородского кремля является самым интересным? А? Что? Да, уважаемые знатоки, вы правы, конечно Софийский собор. Но для большинства посетителей самым узнаваемым, прямо-таки символом Новгорода является памятник «Тысячелетие России».

Располагается он приблизительно посередине сквозного кремлевского проезда. Здесь вечно толпится народ, самым занятным развлечением которого неизменно служит процесс угадывания/узнавания изображенных на памятнике героев истории.

Памятник авторства Михаила Осиповича Микешина торжественно открыт в 1862 году. Кстати, на момент объявления о конкурсе на проект Микешину было 34 года. Лишь за год перед этим он закончил академию художеств. Вопрос: могли бы сегодня отдать проект национального масштаба начинающему художнику без серьезной протекции? Можно не отвечать.

новгородский кремль
Памятник «Тысячелетие России».

Изначальный вариант подразумевал в качестве символа шапку Мономаха. В итоге остановились на близкой форме, хотя уже и не шапке – шар-держава и колокол.

Всего у нас имеется 128 фигур в трех ярусах. Две (ангел и женщина-Россия) наверху, 17 больших скульптур на втором ярусе и 109 горельефов (это чуть более выпуклые фигуры, чем барельефы) на третьем ярусе. Фигуры лепил не Микешин, а другие скульпторы, чьи имена, разумеется, известны специалистам.

Кстати, памятник по нынешним временам адски не толерантный. И речь даже не об отсутствии на нем негров (в конце концов, сойдет и Пушкин, потомок арапа). Феминистки будут недовольны, но на 128 фигур всего 5 женских, включая женщину-Россию (еще Ольга, Анастасия Романова, Екатерина II и Марфа-посадница).

новгородский кремль
Кукрыниксы. Бегство фашистов из Новгорода. Новгородский музей-заповедник.

На самом деле оригинал памятника до нас дошел в сильно побитом виде. В 1943-44 гг немцы разрушили бронзовый памятник и начали его вывозить по частям. Впрочем, увезти смогли немного. Остальное бросили в кремле.

На картине Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода» можно увидеть валяющиеся в снегу скульптуры-детали памятника «Тысячелетие России». Советским реставраторам пришлось изрядно потрудиться, чтобы воссоздать этот символ.

И теперь, налюбовавшись восстановленным памятником, угадав всех (или хотя бы половину) исторических персонажей, мы можем развернуться на 180 градусов и посмотреть на Софийский собор.

новгородский кремль
Новгородский собор Святой Софии.

Очень жалею, что не смог изучить его изнутри. Было очень поздно, в соборе погасили свет, разрешили только заглянуть на минутку и всё. Заходите пораньше. Так что ни об иконах, ни о росписях, ни о мощах в очерке ничего говорить не буду. Сам не рассмотрел, а по написанному и сфотографированному другими говорить не хочу. Что ж, есть повод вернуться.

Из трех знаменитых русских Софий XI века (Киевская, Новгородская, Полоцкая) Новгородская, скажем так, самая настоящая. В том смысле, что дошла до нас в наиболее первозданном виде. В двух других от оригиналов осталось очень немного.

Новгородский собор построен около 1050 года в княжение Владимира Ярославича Новгородского, сына Ярослава Мудрого. Конечно, за почти тысячу лет существования он подвергался некоторым перестройкам, обратным отстройкам, реставрационным работам, надругательствам. Но в общем, наверное, похож на тот, что построили предки. Разве что оригинал собора не имел побелки стен.

новгородский кремль
Новгородский собор Святой Софии. Вид с неоштукатуренным кусочком стены.

Некоторое представление об изначальном цвете стен и о кладке дает неоштукатуренный кусочек апсиды.

Между прочим, мне, как жителю Володимерщины, эта кладка кажется необычной. Хотя для киевско-новгородского зодчества она была традиционной, заимствованной из Византии. Владимирские храмы – это белокаменное зодчество. Новгород – плинфа.

Плинфа – это такие тонкие кирпичи (толщина сильно меньше длины и ширины). Их можно рассмотреть на укрупненном фото ниже. Обычно ряды плинфы в кладке перемежались толстыми слоями раствора или уже более толстыми кирпичами.

новгородский кремль
Кладка новгородской Софии.

За Софией у самой кремлевской стены стоит звонница Софийского собора. Она далеко не ровесница самого собора. Первое упоминание – 1439 год. Правда, упоминание курьезное – звонница упала в сторону реки.

Дальше снова отстроили. Потом строили, строили и, как говорил Чебурашка, наконец построили. Во время войны звоннице опять досталось. Она была сильно порушена. Так что сегодня мы видим результат мощной реставрации.

новгородский кремль
Звонница Софийского собора.

Так, что еще я успел посмотреть в Новгородском кремле? Как всегда, меня притянул местный исторический музей. Прежде, чем переходить к деталям, главное: понравился, стоит посетить.

Музей расположен в здании Присутственных мест (XVIII век) с впечатляющими львами на крыльце. Хорошее здание, само по себе памятник да еще с музеем – только так и надо поступать.

Музей классический – история и краеведение. Экспозиция начинается с доисторических времен: грузила, крючки, рубила, идолы. Постепенно подходим к летописным временам, к собственно древнему Новгороду: элементы деревянной стены, берестяные грамоты, орудия труда и утварь, каменные новгородские кресты, обязательные серебряные гривны.

новгородский кремль
Берестяная грамота. Не самая древняя – XV век.

Далее непременный атрибут Новгорода – деревянные плахи, остатки или реконструкция мощенных улиц. Они-то и дают удивительно мощный культурный слой – 8 метров. Сам раскоп я не видел (что-то там спрятали, прикрыли для каких-то целей), но фотографии внушают.

Новгород – крепость не потешная. Городу пришлось повоевать. А потому в экспозиции обязательно присутствует немного оружия, кольчуги, шлемы, пистоли, пищали.

Особая гордость музея – экспозиция «Русская икона XI-XIX вв». Не будучи ни специалистом, ни любителем, ни ценителем этого дела, всё же замечу: хорошо. Иконы в начале экспозиции действительно древние. У нас в Нижнем таких не видел.

новгородский кремль
Икона «Свв. Борис и Глеб». Вторая половина XIV века.

Ну и традиционный зал, посвященный Великой Отечественной войне. Немного аутентичного оружия, немного манекенов в тематических уголках (вроде «Партизаны»), картины, стенды местных героев.

Всё здорово, всё понравилось, но уже стемнело и пора спать. Не всё успел осмотреть, но назавтра пойдем уже не в кремль, а на Ярославово дворище.

новгородский кремль

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм.»
Иоганн Гете


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ